Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

Пензенские святыни

ЧУДОТВОРНЫЕ И ОСОБОПОЧИТАЕМЫЕ
ИКОНЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

4.

ИКОНЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ И ААРОНА ПРОРОКА
В ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ЦЕРКВИ,

 СВ. МУЧЕНИКА ИОАННА ВОИНА
В КАЗАНСКОЙ ЦЕРКВИ

 И СВ. НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В НИКОЛАЕВСКОЙ ЦЕРКВИ Г. ПЕНЗЫ

     Сии святые иконы по устному преданию, сохранившемуся в устах старожилов, принесены воинскими командами, присланными от царя для поселения в городе Пензе (1).

     Первые две из них до 1801 года находились в древней Предтеченской церкви, бывшей в Стародрагунской слободе (2), и почитались в народе чудотворными. По перенесении оных в новопостроенную Петропавловскую церковь икона Св. Иоанна Предтечи, бывшая в древней Предтеченской храмовою, перестала пользоваться от граждан Пензы особенным уважением; но из окрестных сел доселе множество народа приходит к ней на поклонение в день усекновения главы Св. Иоанна Предтечи.

     Икона же Св. Пророка Аарона и ныне почитается от многих чудотворною, хотя предания о чудесах, бывших от оной, весьма темны и неопределенны. Но в какой церкви находилась икона Св. Иоанна Воина, до построения настоящей Казанской церкви, то есть до 1703 года (3), неизвестно; теперь она пользуется особенным уважением от жителей города потому, что составляет храмовую икону в приделе Св. Мученика Иоанна Воина, при сей церкви находящемся.

     Что касается до иконы Святителя Николая, в Николаевском храме находящейся, оная вероятно с самого начала города поставлена была в означенной Николаевской церкви, первоначальное построение которой надобно отнести к сему времени (4). Кроме древности ее и происхождения, причина особенного уважения жителей Пензы к сей Св. Иконе, вероятно, заключается в том, что Святитель Божий Николай во время Кубанского погрома явился, вместе с царицею Небесною, защитником города (5). В настоящее время она чествуется особенно потому, что составляет храмовую икону. Почти ежедневно в Николаевском храме совершается молебствие Святителю Божию Николаю, и многие, получая благовременную от него помощь, чествуют сию Св. Икону наровне с чудотворными.

     Стиль живописи икон Св. Пророка Аарона, Св. Иоанна Воина и Св. Николая греческий, и, по-видимому, одной кисти. Самые размеры их одинаковы, именно: вышины 19,5 вершков, а ширины 13,5 вершков. Кроме иконы Св. Аарона Пророка, которая двумя вершками уже прочих. Деки липового леса. Все сии три иконы с давних времен украшены серебренными ризами, из коих риза на иконе Св. Николая позлащена и украшена стразами и камнями, прочие — с позлащенными венцами (6). Икона Св. Иоанна Предтечи также писана греческим стилем и лик на оной довольно полинял. Размерами она 22-х вершков вышины и 15,5 ширины. С незапамятных времен она обложена медною ризою грубой работы.

 5.

ИКОНА ВЛАДИМИРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ Г. ПЕНЗЫ

     По устному преданию старожилов на месте нынешней Покровской церкви с самого основания г. Пензы существовала деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери, в которой сия икона и была храмовою. Она издревле почиталась в народе чудотворною; впрочем, происхождение ее предание не объясняет: можно предполагать, что и сия Св. Икона есть принесенная поселенцами 1666 года. В настоящее время к ней многие, особенно в продолжение лета, притекают с теплыми молитвами и великим благоговением, не только жители Пензы, но и окрестных городов и селений. Особенно значительно бывает стечение богомольцев к сей Св. Иконе во дни празднования Сретения Владимирской иконы Пресвятыя Богородицы 21 мая, 23 июля и 26 августа.

     Св. Икона сия писана на кипарисной деке вышиною 13,5, а шириною 12 вершков и украшена сребропозлащенною ризою, осыпанною по венцу стразами с двумя звездами из аметистов.

 


 

     ПРИМЕЧАНИЯ:

     1. Кроме первых поселенцев, присланных от царя Ивана Васильевича IV и образовавших Пензенский острог, царем Алексеем Михайловичем при переименовании Пензенского острога в город Пензу в 1666 году прислано разных воинских людей более 700 человек; которыми же из сих поселенцев принесены иконы сии, предание не определяет с точностию. Впрочем, иконы Св.Аарона, Мученика Иоанна Воина и Св. Николая, судя по живописи, очень хорошо сохранившейся доселе, видимо новее древней воскресенской иконы; а потому вероятнейшим должно признать, что сии три иконы принесены в последнее время, то есть в 1666 году поселившимися здесь воинами, как полковые их иконы. Что касается до иконы Св. Иоанна Предтечи, она по самой живописи древнее сих трех икон и стиль ее более подходит к тому, каким писана древняя Воскресенская икона Спасителя; а потому происхождение сей иконы можно с вероятностию отнести ко времени первого поселения жителей в Пензенском остроге, то есть к 1552 году, что подтверждается и мнением предания (см. о иконе Спасителя в 1-м выпуске «Временника». — А. Д.).

     2. Церковь сия была деревянная, находилась в Драгунской слободе близ нынешнего так называемого Красненького моста; место ее доселе обозначается небольшою часовнею. По освящении в 1801 году каменной Петропавловской церкви она уничтожена и утварь ее перенесена в сию новую церковь.

     3. Церковь Казанской Божией Матери построена на новом месте и приход открыт вновь в сем 1703 году.

     4. Каменная Николаевская церковь построена в 1734 году на месте древней деревянной, бывшей кладбищенскою, которую по сему самому надобно отнести ко времени образования Пензы из сторожевого острога в город, то есть к 1666 году.

     5. См. о Св. Иконе Казанской Божией Матери (во 2-м выпуске . «Временника». — А. Д.).

     6. Риза на иконе Св. Иоанна Воина, как можно заметить, была также позлащена вся, но в настоящее время позолота совершенно слиняла на оной.

И. П. БУРЛУЦКИЙ

Продолжение следует...
Начало в 1 -м, 2-м и 3-м выпусках «Временника».

 

Публикацию подготовил А. ДВОРЖАНСКИЙ.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 4 — 1992,
с. 20.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте