Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

Пензенские святыни

ЧУДОТВОРНЫЕ И ОСОБОПОЧИТАЕМЫЕ
ИКОНЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

 3.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
ЖИВОНОСНОГО ИСТОЧНИКА

В ПЕНЗЕНСКОЙ  ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Вид на часовню Иконы Божией Матери Живоносного источника (слева).     С какого времени существует сия икона, ни письменных памятников, ни устных преданий о сем не сохранилось. Из документов Преображенской церкви* видно, что часовня**, в которой находится сия икона, первоначально построена деревянная в 1764 году, над источником близ мужского Преображенского монастыря (прим. 1), которая в 1804 году по обветшалости сменена новою, также деревянною. С оного без сомнения 1764 года и находится в ней сия Св. Икона. Особенным благоговением народа начала пользоваться она преимущественно с 1831 года. По сказанию некоторых жителей Пензы, в сем году, по случаю появления в Пензе губительной холеры, она явила чудную благодатную помощь над домом бывшего пензенского дворянина Мазырнна, в котором доме предстательством Царицы Небесной из многих заболевших холерою ни один человек не помер (прим. 2). Впрочем и прежде сего времени многие из жителей Пензы имели особенное уважение не только к сей иконе, но и к самой часовне, в которой она находится. В 1849 году, когда прежнюю деревянную часовню оказалось необходимым разобрать, прихожане Преображенской церкви единогласно изъявили желание построить вместо оной каменную, причем многие высказали свою веру в чудодеющую благодать Божию, на сем месте являющуюся. Из сих коллежский асессор Аким Субочев и мещанин Алексей Кондратьев даже письменно свидетельствовали об исцелении их посредством воды из часовни Живоносного источника. Первый из них, Субочев, в 1818 году, страдая более года болезнию ноги, чудесно явившимся ему старцем наставлен был оною водою промывать больное место и землею из той же часовни засыпать оное; что исполнив в продолжение трех раз, он действительно тогда же выздоровел (прим. 3). А другой, Кондратьев, в 1819 году, будучи поражен отнятием рук и ног, также по наставлению явившегося во сне старца (прим. 4) исцелился, как скоро испил воды из Преображенской часовни и омыл оною руки и ноги (прим. 5). Посему усердием жителей Пензы и была в 1850 году выстроена каменная часовня, в которой устроен даже иконостас и престол, в 1852 году покойным Преосвященным пензенским Амвросием 2-м освященный во имя Пресвятыя Богородицы Живоносного источника.

     В сию часовню жители Пензы и даже окрестных селений нередко приходят для принесения молитв пред иконою Божией Матери Живоносного источника. При Преосвященном пензенском Амвросии 1-м сюда совершались в Пяток Светлыя седьмицы*** крестные ходы из собора; а в настоящее время совершаются оные в тот же день из приходской Преображенской церкви.

     Размерами сия Св. Икона 5-ти четвертей вышины и 3-х ширины. Усердие благочестивых христиан украсило оную сребрённою ризою с таковым же позлащенным венцем.

     ПРИМЕЧАНИЯ:

     1. Ныне монастырь находится вне города (не сохранился — А. Д.); а церковь во имя Преображения Господня сделана приходскою, которой и принадлежит сия часовня; часовня построена монастырским отписным крестьянином Фёдором Бочкарёвым, но по какому побуждению и с чьего разрешения — неизвестно.

     2. Жена сего Мазырина, титулярная советница Параскева Борисова, женщина очень богобоязненная, когда в доме её многие из людей заболели холерою, была в чрезвычайном страхе и смущении и услышала в ночном сонном видении повеление не отчаиваться в милости Божией, а сходить в Преображенскую часовню и, взяв оттуда образ Пресвятыя Богородицы Живоносного источника, отслужить пред ним в доме молебен. Когда было исполнено повеленное во сне — совершено в доме ее молебствие с водоосвящением пред иконою Живоносиого источника, Господь сохранил дом ее и все больные холерою выздоровели.

     3. Копия с собственноручного о сем свидетельства Субочева при сем прилагается:

«Г. священноиерею пензенской Преображенской церкви Герасиму Яковлевичу Дубасовскому коллежского асессора Субочева.

До сведения моего дошло, что есть желающие на возобновление часовни, при Преображенском храме стоящей. Получа некогда от сей часовни чудесное исцеление от болезни, в прославление Бога и при настоящем случае я необходимым почел об означенном исцелении довести до вашего сведения.

В 1818 году на берце правой ноги моей под самою чашкою, где обыкновенно находится сведение жил, открылась обширная рана, от коей я страдал сильно так, что, опираясь на клюшку, едва мог переступать, и боль была нестерпимая. Попечением бывших тогда надо мною начальников приглашены были доктора, которые, чтоб сохранить мне жизнь и опасаясь, дабы не приключился антонов огонь, предположили отнять больную ногу; почему немедленно и приступили к исполнению сего. Явились уже инструменты и опиум; но по внушению Божию я тому воспрепятствовал, соглашаясь лучше умереть, нежели лишиться ноги. После сего все предпринимаемые средства к излечению были безуспешны, — и я страдал более года. В одну зимнюю ночь, возвращаясь от должности в мою квартиру, бывшую близ Преображенской часовни, и проходя позади семинарского огорода, на полугоре догнал меня, сильно хромавшего, довольно преклонных лет старичок в простом одеянии, — и так как ночь была лунная, то я хорошо его мог заметить в лицо. Он, идя со мною вместе, продолжал расспрашивать меня о боли и пользовании больной моей ноги, я ему отвечал все, что было. Поравнявшись с Преображенскою часовнею, он сказал: «Если тебе не помогли доктора, то поможет вот эта часовня. Бери из нее воды и земли; первою промывай, а последнею засыпай рану». После сего я сделался как бы без чувств. А когда пришел в чувство и осматривался на все стороны, то избавитель мой был уже невидим, и куда вдруг скрылся, для меня и поныне непостижимо. Впереди и сзади его не было; направо — по случаю крутой горы, а налево — такового же берега — прохода вовсе не существовало. От чего я был в сильном испуге так, что оный приметили живущие в квартире моей, когда я до нее добрался. На вопросы о моем испуге я рассказывал все со мною случившееся. Хозяйка квартиры моей тотчас отправилась в часовню, взяла там горсть земли и небольшой сосуд воды. Просуша сырую землю на бумаге в печной горнушке и ту же ночь, промыв рану на ноге моей согретою часовенною водою и засыпав землею, завязала ветошками. Остаток ночи я спал преспокойно, чего прежде не было. На другой день поутру и вечером сделали таковую же перевязку и более сего уже не требовалось, потому что рана на ноге моей совершенно излечилась, остались только поныне шрамы бывшей болезни. Чрез несколько после того недель мне случилось быть в часовне, где есть образ Святителя и Чудотворца Николая; я почувствовал ужас от того, что догнавший меня старичок имел совершенное сходство с изображенным на сей иконе Святителем и Чудотворцем Николаем. Истину описанного мною события я готов утвердить присягою. 3 сентября 1849 года. Коллежский асессор Аким Иванов сын Субочев».

     4. В лице сего старца г. Субочев (ошибка, должно быть — г. Кондратьев. — А. Д.) признал Святителя Николая Чудотворца, как он изображен на иконе, в той же Преображенской церкви находящейся.

     5. Копия с собственноручного о сем свидетельства Кондратьева прилагается:

«Получа исцеление от часовни Живоносного источника, в прославление Божией Матери представляю о сем событии описание. В 1819 году в начале месяца марта случилась со мною болезнь: отнялися ноги, на которых не мог я иметь движения, и за оноем и руки, которыми не мог принимать ни пищи, ни пития, ни же чувствовать, что они находились при мне, рот же перекосило на правую сторону едва было можно выговаривать слова, и, оная болезнь продолжалась более четырех месяцев, родителями моими утрачено на сие излечение немалое количество суммы, но все было бесполезно, пищу же и питие получал из рук матери моей, а по нужде переносили меня на руках с места на место, как не найдя средств ко излечению, то и лекаря и лекарки оставили посещать меня, ибо всё было безуспешно.. А я остался при таковых слабостях безнадежен, за оноем в скором времени, именно в продолжение ночи, в сновидении явился мне старец и сказал, дабы я шел для получения здравия в Преображенский приход к часовне и испил в ней воды и омыл ноги оною водою, то и будешь здоров, на что я отвечал, Что не могу идти, ибо руки не действуют, ноги не ходют, на что им повторено мне еше два раза: «Так спосылай кого-нибудь за оною водою», — что мною и было исполнено. Я посылал с кувшином за сею целительною водою, испил оной и омыл ноги и руки, от чего и стал чувствовать легче, в короткое время стал бродить по горнице с палочкою, а потом и обыкновенно стал выходить на вольный воздух. Истину описанного мною происшествия я готов утвердить присягою. Августа. 19 дня 1849 годи. Саранский мещанин Алексей Кондратьев руку приложил, имеющий проживание в городе Пензе».

И. П. БУРЛУЦКИЙ.

Продолжение следует...
Начало в 1-м и 2-м выпусках «Временника».

     * Преображенская церковь расположена на Гоголевском переулке, в настоящее время не действует.

     ** Часовня не сохранилась. Однако не суждено животворящим источникам исчезать бесследно. Струится по сей день живительная влага в окружении огородов и бытовых построек, скрытая от людей зарослями старого сада. Забытый безвестный сейчас источник ждет своего часа, когда придут сюда люди, для своего же блага очистят его от мусора и ила, сотворят святую молитву, и воссияет былая благодать над Богом указанном местом. И многие страждущие найдут здесь облегчение в хворях и печалях и, может быть, в благодарность и память воздвигнут здесь часовню, как было в прежние времена.

     *** Пяток Светлой седмицы — пятница на первой неделе Пасхи — праздник Иконы «Живоносный источник».

 

Публикацию подготовил А. ДВОРЖАНСКИЙ.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 3 — 1991,
с. 13-14.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 59 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте