Люди искусства
АРХИТЕКТОР Я. А. АНАНЬИН
Однажды судьба привела меня в Пензу, где свела с добрыми заинтересованными в истории своего славного города людьми. А. И. Дворжанский показал мне целый ряд неподписанных архивных фасадов старых зданий Пензы, среди которых угадывалась «знакомая рука». Тогда же состоялась и встреча с известным архитектурным памятником Пензы XVIII века — присутственными местами — строением нижегородского архитектора Я. А. Ананьина. В тот век бурных преобразований исторические судьбы Пензы и Нижнего Новгорода оказались едиными. Это объяснялось особыми, мало известными обстоятельствами, о которых, как и о зодчем, хочется вам рассказать, мои уважаемые друзья-пензяки.
Доктор исторических наук,
профессор Нижегородского университета
Н. Ф. ФИЛАТОВ
После крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева, ставшей закономерным ответом народа на жестокую крепостническую политику дворянского правительства Екатерины II, Россия была спешно поделена в территориально-административном отношении на 50 губерний и наместничеств, в которых отныне располагались не только значительные по численности гарнизоны, но и наместники в ранге сенаторов, наделенных правом применять военную силу для усмирения «бунтовщиков». В 1779 году было учреждено Нижегородское наместничество, объединившее, кроме собственно Нижегородской, самостоятельные губернии: Костромскую (временно), Вятскую и Пензенскую. Если первый здешний наместник А. А. Ступишин официально писался
«генерал-поручиком, сенатором, правящим должность генерал-губернатора Нижегородского, Костромского и Вятского»,
то его преемник с 1783 года Иван Михайлович Ребиндер —
«Нижегородским, Вятским и Пензенским».
Для размещения чиновников губернских и уездных учреждений по проекту нижегородского архитектора Якова Ананьевича Ананьина в Пензе были возведены два каменных корпуса присутственных мест. Зодчий был весьма незаурядным человеком со сложной судьбой, одаренным художником, связанным со многими выдающимися мастерами культуры России XVIII века и важными в ней событиями, но остающимся малоизвестным даже специалистам, поэтому расскажем о нем, хотя бы вкратце, особо (прим. 1).
Я. А. Ананьин родился в Санкт-Петербурге в 1740 или 1741 г., в семье простого каменщика, а в четырехлетнем возрасте был зачислен в штат отряда Конторы от строения царских домов и садов, с годами выдвинулся в число деятельных помощников возглавлявшего её зодчего В. В. Растрелли.
Одной из первых крупных работ Ананьина стало строительство третьего, а затем последнего, ныне существующего Зимнего дворца. Вклад молодого архитектора в их создание был столь заметным, что В. В. Растрелли считал себя обязанным ходатайствовать перед Екатериной II о награждении его вне очереди чинами и повышенным жалованием.
В 1764 году Екатерина II въехала в только что отделанный Зимний дворец, а Я. А. Ананьин был переведен на строительство по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота здания «Академии трех знатнейших художеств» — живописи, скульптуры и архитектуры, где руководил всеми работами вплоть до их завершения в 1771 г., активно участвовал в проработке конструкций и архитектурно-художественного решения обширного корпуса. Прославленный русский зодчий А. Ф. Кокоринов высоко ценил сметку и дарование молодого коллеги и так же, как В. В. Растрелли, ходатайствовал перед Екатериной II за своего помощника, объясняя, что
«он, Ананьин, как в теории, так и в практике довольно знающ и хорошее ево поведение и прилежность подают в нем надежду, и как он экзаменован им, Кокорнновым, в главных, пропорциях архитектурнова искусства и нужных частях для практики, и оказал себя достойным, то и к произведению против протчих в заархитекторы капитанского ранга с жалованьем по 300 рублей в год достоин» (прим. 2).
По завершении работ в здании Академии художеств Я. А. Ананьин участвовал в строительстве Катальной горки в Ораниенбауме, «доказав немалыя опыты архитектурнова искусства», а с 1773 г. возводил дворцы-усадьбы для внебрачного сына. Екатерины II А. Бобринского в Богородицке и Бобриках под Тулой. В 1779 г. при учреждении Нижегородского наместничества он стал первым местным губернским архитектором, участвовал не только в проработке и разбитии в натуре плана коренного переустройства Нижнего Новгорода на регулярной основе, но и возвел по своим проектам многие административные, торговые и жилые здания.
По должности губернского архитектора Я. А. Ананьин разрабатывал проекты административных зданий и в подчиненной нижегородскому генерал-губернатору Пензе. В служебном формуляре Я. А. Ананьина об этом записано, что
«во время бытности в здешнем и Пензенском наместничествах главнокомандующим г-на генерал-поручика и кавалера Ивана Михайловича Ребиндера зделаны им и пензенским присутственным местам план, которой равномерно Ея Императорским Величеством конфирмован» (прим. 3).
Фасад корпуса присутственных мест в Пензе (современная ул. Белинского, 2 и 8) выполнен в формах строгого русского классицизма, без, казалось бы, обязательных для него колонных портиков и пилястр. Первый этаж здания разбит горизонтальными бороздками дожчатого руста с характерными для архитектуры XVIII века нишками над окнами. В полном соответствии с канонами классицизма большими окнами с циркульными верхами выделена центральная и боковые оси главного фасада. Над карнизом кровли по центру поднят треугольный фронтон, в тимпане которого был помещен лепной двухглавый орел в обрамлении венка славы — символ российской государственности и знак официальной принадлежности здания — присутственного места. Вообще, зданию был придан импозантный вид!
В Пензе же видимо, Я. А. Ананьин встретил и свою судьбу — жену Настасью Алексеевну, в девичестве Ниротморцеву, представители рода которой были крупными местными помещиками (портрет одного из них экспонируется в Пензенской картинной галерее).
Прослужив 50 лет, архитектор стал проситься у правительства на законный «пенсион», ибо, как сообщал он в прошении,
«от многаго планам, фасадом и разрезом чертежа, и от разных строений смет и вычислениев, не меньше как и от произведения великой практики, зрение ево, а вместе с оным, силы и здоровье ево столь истощилось, что не в состоянии уже себя находит более продолжать должность сию».
Его просьба была удовлетворена. Но накопленный богатый опыт требовал посильного выхода, и он отправляется в Тверь в качестве помощника Н. А. Львова, открывшего в своей усадьбе для крестьян школу безопасного от огня «глинобитного строения».
Русской культуре должно быть возвращено забытое имя одного из видных отечественных зодчих XVIII века, выходца из простого народа Якова Ананьевича Ананьина. Возведенные им здания сохраняются во многих городах России — в Ленинграде, в Богородицке, Нижнем Новгороде и Пензе. Творческое наследие Я. А. Ананьина — наше общее национальное достояние, хранить и беречь которое мы не только призваны, но и обязаны! Чтоб краше и богаче историческими ценностями были Отечество и культура нашего великого русского народа!
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Подробнее о жизни и творчестве архитектора см. в кн.: Филатов Н. Ф. Нижегородское зодчество XVII - начала XX века. Горький, 1980, с. 73-90.
2. ЦГИА СССР (Центральный государственный исторический архив СССР), ф. 467, оп. 2, кн. 112, д. 11 л. 95 об.
3. ГАГО (Государственный архив Горьковской области), ф. 4 оп. 1, д. 790, л. 85 об.
Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 3 — 1991,
с. 12-13.
Популярное
Новое на сайте
Кто на сайте
Сейчас 69 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии
-
11.03.2019 05:32
Спасибо за проделанную ...
-
25.11.2015 11:15
Здравствуйте все! В "Краткой ...
-
27.09.2015 18:43
Благодарна за публикацию столь ...
-
05.09.2015 04:29
Плевицкая Надежда Васильевна ...
-
27.08.2015 12:44
Здравствуйте! Не могли бы ...
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи