Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

     Пензенские святыни

     Каждая местность наполнена легендами, рассказами о чудесах и замечательных происшествиях, некогда здесь случившихся, и сейчас уже трудно отделить правду от вымысла, фантазию от реальности. Открывая рубрику рукописью протоиерея И. П. Бурлуцкого о чудотворных и особопочитаемых иконах Пензенской губернии (название рукописи дано публикатором), мы вполне осознаем, что не всё современным читателем воспримется как достоверное, да и не в этом дело. Листая пожелтевшие страницы рукописей, мы вновь и вновь как к живительному источнику припадаем к ним, черпая поэзию, нравственную силу в сказаниях, разрушая стену, воздвигнутую временем между прошлым и настоящим. Именно памятью народной жива любая земля, и предлагаемые, истории — часть этой памяти.

 

ЧУДОТВОРНЫЕ И ОСОБОПОЧИТАЕМЫЕ
ИКОНЫ ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

 I.

ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СПАСИТЕЛЯ
В ПЕНЗЕНСКОЙ ВОСКРЕСЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

     Внешний вид иконы Спасителя в черкасской Воскресенской церкви свидетельствует о ее значительной древности. Икона сия размерами в вышину 23-х, а ширину 16 вершков. Лик Спасителя от времени потемнел и краски на оном потрескались и полупились, отчего трудно даже определить и стиль его живописи. Впрочем видно, что он писан на белке и принадлежит к живописи греческой.

     Записей о происхождении сей Святой Иконы, равно и о чудесах ее никаких не имеется, но в устах старожилов пензенских сохранилось предание, которое относит существование ее в Пензе к 1552 или 53 году. По сему устному, впрочем, довольно вероятному преданию, икона сия, вместе с иконою Св. Иоанна Предтечи, принесена была воинами, присланными от царя Иоанна Васильевича IV-го после взятия Казани для поселения на месте нынешнего города Пензы и образования пограничной с кубанскими татарами стражи. По принесении она поставлена была в деревянной Воскресенской церкви, тогда же сложенной и устроенной в один день. Но когда сия обыденная церковь обветшала и вместо оной устроена новая, и; на сия, вместе с прочими ветхими иконами, снесена была деревянную колокольню, где и оставалась до времени, когда Господу угодно было явить в ней чудодеющую благодать свою.

     Некоторая старица из Пензенскою женского Троицкого монастыря, страдавшая долговременною болезнию, однажды увидела во сне сию икону, причем получила повеление отыскать оную при черкасской церкви и отслужить пред нею молебен. Будучи привезена в Воскресенскую   черкасскую   церковь, больная просила местного священника отыскать показанную ей во сне икону Спасителя, и в деревянной колокольне, стоявшей отдельно от церкви, между ветхостями церковными икона действительно была найдена расколотою на две   половинки. Соединив тогда же обе половинки иконы вместе, внесли оную в церковь, совершили молебное пение Спасителю: и благодатию Божею больная тотчас получила совершённое выздоровление. Это предание обще всем жителям Пензы.

     Другое предание, столь же общее, говорит, что по случаю ветхости сей Св. Иконы несколько раз производимо был поновление ее, но после каждого поновления Св. Икона вскоре являлась в прежнем ветхом виде — трещина расколотой доски, проходящая по самому Св. Лику, и полупившиеся краски не заглаждаются. Последнее поновление предпринимаемо было в недавнее время, именно в 1831 году: столяр, пензенский мещанин Егор Адрианов Тихонравов тщательно склеил обе половинки расколотой иконы; а живописец, мещанин Иван Андреев Финогеев зашпеклевал как место склейки, так и все попортившиеся краски и исправил лик Спасителя заново, за что получил от священнослужителей письменное одобрение, — но едва прошел один месяц, как Св. древняя Икона постепенно приняла совершенно ветхий вид.

     Из многих других преданий о различных благодеяниях Божиих. от сей Св. Иконы истекающих прибегающим к ной с верою. за достоверность следующих ручаются также живые очевидцы:

1. Пензенский мещанин Василий Григорьев Пономарев, умерший 16 декабря 1837 года, после десятилетней опухоли в коленке правой ноги, получив рану, застудил оную и почувствовал в ней столь сильную боль, что призванный врач объявил скорую смерть больного, если не будет тотчас отнята нога: в ране открылся антонов огонь. Потеряв надежду на помощь врача, больной исповедывался, приобщился Св. Таин и, отслужив в доме своем молебен пред принесенною иконою Спасителя, просил обвязать больное место ватою, намоченною в масле из лампады от чудотворной иконы Спасителя. Между тем от операции отказался и сделал распоряжение о гробе, но через сутки, вместо ожидаемой смерти, болезнь облегчилась и он вскоре совершенно выздоровел, прожив после сего еще 15 лет. Дети Пономарева и воспитывавшийся в доме его племянник мещанин Егор Тихонравов доселе живо помнят и свидетельствуют о сем чуде, прославляя Бога.

2. Вдовая пензенская мещанка Гликерия Козьмина Дрынова. она же Чебоксарова, умершая в 1842 г. на 75-м году от рождения, после смерти мужа впала в пьянство и разврат. Однажды в ночь на Богоявление Господне часа за два до утрени она увидела во сне, что два неизвестные старца принесли к ней черкасскую икону Спасителя, окропили ее, Дрынову, Св. водою и дали ей в руки крест. «Иди за мною», — послышалось от Св. Иконы. Тогда она в страхе пробудилась и, действительно, увидела в руках своих крест. С священным ужасом прибежала она в дом соседа мещанина Василия Пономарева, со слезами раскаяния о своей прежней жизни, рассказала о дивном видении и с сего времени так переменила свою жизнь, что до самой смерти была образцом добродетели и любила ходить по святым местам. Родственники покойной Гликерии Дрыновой доселе хранят полученный ею во сне крест, как чудотворную святыню, и согласно рассказывают о сем преестественном событии.

     Сии, столь видимые знамения чудодейющей силы Господней, от Св. Иконы Его происходящей,* не могли не воспитать в гражданах Пензы всеобщей веры и особенного благоговения к древней иконе Спасителя, как к иконе чудотворной. Старожилы пензенские передают, что издавна жители Пензы прибегали к сей Св. Иконе во всех общественных бедствиях. Ее выносили во время губительных пожаров на места бедствия, и огонь сокращал ярость свою; во время засух и моровых поветрий её всегда обносили и обносят по полям и стогнам града, и всегда получают в скорбях и бедствиях утешение. И в обыкновенные времена жители города, дворяне и простые, постоянно берут сию Св. Икону в дома свои и приходят в Воскресенский храм или благодарить Спасителя за благодеяния, полученные от Св. Его иконы, или испрашивать новых благодеяний. Благодарные христиане украсили сию Св. Икону двумя серебряными ризами, из коих одна, позлащенная, построена в 1831 году, по освобождении города от губительной холеры, наместо прежней, доселе хранящейся в церкви.

     * Рассказывают и о многих других чудесах от сей Св. Иконы, но в подтверждение их истины не представляется несомненных доказательств. Так, например, автор сей статьи слышал о исцелении от болезни какого-то вольского купца-раскольника, который во время бывающей в Пензе ярмарки вдруг сделался смертельно болен и, по совету православных своих товарищей по занятию, прибег с молитвою к чудотворной иконе черкасской, от которой и получил тотчас исцеление. Но получив благодеяние Божие и сделавшись здоров, он раскаялся, что молился пред иконою из Православной Церкви, и за сие поражен был мгновенною смертию. Когда же и с кем именно было сие чудо, неизвестно, хотя говорят, что о сем чуде была запись, ныне затерянная. (Примечание автора рукописи — А. Д.)**

Продолжение следует...

 

     ** К рукописи приложена и указанная запись об этом чуде, случившемся в 1806 году с вольским комиссионером Федором Ивановичем Балбашевым, сделанная в 1852 году свидетелем данного происшествия пензенским мещанином Иваном Ивановичем Каргополовым. Эта запись, как и большинство примечаний к рукописи и письменных свидетельств, опущены.

Публикацию подготовил А. Дворжанский

 

 

ОБ АВТОРЕ
БУРЛУЦКИЙ   ИАКОВ   ПЕТРОВИЧ
1819 – 1886

     Сын священника. В 1840 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, а в 1844 г. — Московскую духовную академию, после чего был определен наставником в Пензенскую духовную семинарию; в 1845 г. стал профессором, а в 1858 г. — инспектором семинарии.

     В 1846 г. рукоположен в священники Николаевской церкви г. Пензы, где в 1849 г. возведен в сан протоиерея; в 1857 г. переведен в Пензенский кафедральный собор младшим протоиереем. В 1858 г. по просьбе прихожан Николаевской церкви перемещен в оную на настоятельское место, где и находился до 1875 г. С 1884 по 1886 г. — настоятель Петропавловской церкви г. Пензы.

     Являлся членом Комитета историко-статистического описания Пензенской епархии (1855-1858), членом Комиссий по постройке церкви Преображения Господня в Пензе (1858), по постройке при Пензенском кафедральном соборе галереи между храмом и колокольней (1860), по разбору архива дел Пензенской духовной консистории и составления ученых описаний (1869), членом Комитета по постройке здания Пензенской духовной семинарии (1863).

     С 1865 по 1868 и с 1869 по 1873 гг. состоял редактором «Пензенских епархиальных ведомостей».

     В 1857 году епископом Пензенским и Саранским Преосвященным Варлаамом ему была объявлена благодарность за составленную им по историко-статистическому комитету статью о Святых и Чудотворных иконах Пензенской епархии, выдержки из которой предложены вашему вниманию.

 

 

     ПРИМЕЧАНИЕ

     Биографическая справка подготовлена А. Дворжанским на основе архивных (ГАПО, ф. 182. оп. I д. 2107, л. 25 об.-28 об.; д. 2211, л. 115 об.-120 об.; д. 2236, л. 15. Клировые ведомости за 1867, 1874 и 1876 гг.) и печатных («Пензенские епархиальные ведомости», 1886, № 19, с. 43 и № 20, с. 16—21. Некрологи) источников.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 1 — 1991,
с. 5-6.

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 58 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте