Хроника культурной жизни
К 100-летию Пензенской областной картинной галереи
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
ИМ. Н. Д. СЕЛИВЕРСТОВА. 1892-1897.
2-я пол. XIX в. отмечена появлением в России целого ряда художественных учебных заведений и музеев не только в столицах, но и в провинции. Достаточно крупным событием художественной жизни страны конца столетия было создание Пензенского художественного училища (ПХУ) и его музея.
Долгое время датой открытия художественного училища и музея в Пензе считалось 2(14) февраля 1898 г. — день освящения построенного для этой цели здания (1). Появление новых сведений заставило изменить бытовавшую точку зрения: учебный процесс в ПХУ начался несколько ранее этого торжественного события — 7 (19) января 1898 г. (2), а будущий музей при училище имел к этому времени уже 6-летнюю историю. В конце 1890 г. пензенский губернатор (1867-1872) генерал-лейтенант Николай Дмитриевич Селиверстов (1830-1890) оставляет в Санкт-Петербурге завещание, в котором значилось: «В память моей бытности (3). Сия школа должна называться школой Николая Дмитриевича Селиверстова. пен-зенским губернатором завещаю городу Пензе 300 тыс. руб. и всю мою коллекцию книг и картин на предмет покупки дома и учреждения в нем рисовальной школы наподобие Штиглицевской Буде за выполнением всех денежных распределений окажется остаток сумм, то половину оных завещаю < ... > в пользу школы» (4). Одним из душеприказчиков по исполнению завещания был назначен Селиверстовым его друг (5) выдающийся ученый, крупный государственный и общественный деятель П. П. Семенов (с 1906 г. —Семенов-Тян-Шанский). Знакомство П. П. Семенова (1827-1914) с Н. Д. Селиверстовым состоялось, по всей вероятности, еще в юности, в годы их совместной учебы в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (СПб.) (6). В истории русского искусствознания П. П. Семенов-Тян-Шанский известен как крупнейший знаток и коллекционер нидерландской и голландской живописи ХVI-ХVII вв., его собрание картин, впоследствии поступившее в Эрмитаж, сделало этот музей обладателем лучшей в мире коллекции голландской живописи XVII столетия. П. П. Семенов не располагал достаточно большим состоянием, и часто случалось так, что если какая-либо картина оказывалась ему не по средствам, он обращал на нее внимание эрмитажной администрации. Рекомендациями П. П. Семенова, относящимися к произведениям, не входившим в круг его коллекционных интересов, и к картинам, которые по финансовым или каким-либо иным соображениям не приобретались им самим и Эрмитажем, могли воспользоваться такие собиратели, как Селиверстов. Прекрасный качественный состав западноевропейского отдела собрания Н. Д. Селиверстова является подтверждением того, что коллекция собиралась целенаправленно, с большим знанием и вкусом. Интересно была представлена в ней итальянская живопись XVII в., среди произведений французской школы ХVII-ХIХ столетий — работа придворного художника Людовика XIV Пьера Миньяра «Великодушие Александра Македонского», пейзажи Камиля Коро, барбизонцев Теодора Руссо и Нарциса Диаза де ла Пеньи, из малых голландцев — такие известные имена как Адриан ван Остаде, Пауль Поттер и Мейндерт Хоббема. Значительную часть коллекции составляли работы русских мастеров (7). Работа по организации ПХУ и музея и дальнейшему руководству ими — это еще одна, до сих пор малоизвестная, сторона многогранной деятельности П. П. Семенова. Сознавая огромное значение пожертвования Н. Д. Селиверстова, он прилагает все усилия к скорейшему осуществлению стоящей перед ним задачи. В короткий срок П. П. Семенов, как главный душеприказчик, формирует капитал будущих училища и музея, который составил около 550 000 руб. (за выполнением всех назначений завещания в остатке оказалось более 500 000 руб., из них половина, согласно воле завещателя, предназначалась на устройство училища и музея; эта сумма и 300 000 руб., оговоренных самим Селиверстовым, и составила капитал ПХУ и музея при нем). Основная часть средств хранилась в виде 4-процентных облигаций III Государственного займа, остальные — на текущем счете в Госбанке. Капитал был распределен следующим образом: 200 643 руб. 53 коп. израсходованы на покупку усадьбы, постройку здания и его обзаведение, 350 000 руб. — неприкосновенный капитал, обеспечивавший существование училища, 50 000 руб. — неприкосновенный капитал, обеспечивавший существование музея, 50 000 руб. — запасный капитал (8). В течение лета 1891 г. был проведен ряд совещаний представителей Пензенского городского общественного управления, реального училища и душеприказчиков по вопросу размещения ПХУ. Окончательное решение для вынесения этого вопроса на утверждение городской думы состоялось на совещании 20 августа, проходившем в присутствии специально приехавшего П. П. Семенова (9). Поскольку в Пензе не нашлось здания, в котором должным образом могли бы разместиться училище и музей, на совещании было принято предложение П. П. Семенова построить новое каменное здание на городской, усадьбе на ул. Садовой (Лермонтова), предназначенной ранее под постройку реального училища. Такое решение представляло для Пензенского городского общественного управления немалые выгоды, так как оно несло часть расходов по содержанию реального училища: город продавал усадьбу за хорошую цену в 35000 руб., которые в 1900-1904 гг. пошли на постройку Пензенского реального училища, составив около половины требуемых затрат. Здание для реального училища было решено построить на его старой усадьбе (10). Разработка проекта здания ПХУ была поручена П. П. Семеновым петербургскому архитектору А. П. Максимову, который к этому времени являлся автором проекта реального училища в Пензе (11). Для заведывания строительными работами Пензенской городской думой была утверждена комиссия, действовавшая под общим наблюдением пензенского губернатора (12). В течение нескольких месяцев после смерти Н. Д. Селиверстова коллекция находилась в его имении при с. Румянцеве Карсунского у. Симбирской губ. В апреле 1891 г. член Пензенской городской управы Молочников был командирован для ее транспортировки в Пензу (13). На время строительства ПХУ для размещения коллекции Н. Д. Селиверстова было нанято помещение в здании Пензенской ремесленной школы им. Ф. Е. Швецова, которое в настоящее время занимает Пензенское медицинское училище № 2 (К. Маркса, 6) (14). Расход «по перевозке [из с. Румянцева] и установке картин» составил 159 руб. 76 коп.» (15). Сведений о Пензенской картинной галерее за первые 6 лет ее существования очень мало. Прежде всего это сообщения из «Пензенских губернских ведомостей» об открытии галереи в здания ремесленной школы. В № 1 и 4 от 1 и 5 января 1892 г. (с. З) было дано объявление о начале ее функционирования: «Коллекция картин, завещанных покойным генерал-лейтенантом Н. Д. Селиверстовым городу Пензе, размещена в здании ремесленной школы Швецова. Желающие могут бесплатно осматривать картины во все праздничные дни с 12 час. дня до 4 час. пополудни. Душеприказчик Н. Успенский». Окончание следует… ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Пензенские губернские ведомости (ПГВ), 1898, № 27, 4 февраля, с. 2 (здесь и далее отсутствие в ссылках на материалы ПГВ их названий и авторства означает, что указанные материалы, помещенные в рубрике «Местные известия», этих атрибутов не имеют); ГАПО, ф. 196, оп\ 1, д. 2444, л. 6 (отпуск отношения губернского предводителя дворянства Д. К. Гевлича П. П. Семенову от 24 января 1898 г. о дне, назначенном для совершения благодарственного молебствия и освящения здания ПХУ «и о том предмете, не пожелаете ли Вы почтить сказанное торжество Вашим присутствием»). На молебствие из кафедрального собора была принесена одна из двух наиболее почитаемых святынь города — чудотворная икона Казанской Божией Матери, пожалованная царем Алексеем Михайловичем при основании Пензы и, по преданию, спасшая город во время Кубанского погрома в 1717 г.; в настоящее время находится в Митрофаниевской церкви г. Пензы (см. публикацию А. Дворжанского «Чудотворные и особопочитаемые иконы Пензенской губ.», вып. 2 «Временника»). 2. Отчет ПХУ им. Н. Д. Селиверстова за 1898 учебный год. Пенза, 1898, с. б. 7 января «в присутствии служебного персонала» было совершено молебствие законоучителем ПХУ священником Покровской церкви М. А. Венценосцевым, а 8-10 января 1898 г. «произведены поверочные испытания». 3. Центральное училище технического рисования (СПб.) основано во 2-й пол. 1870-х гг. бароном А. Л. Штиглицем; готовило ученых рисовальщиков для промышленности, а также учителей рисования. В отличие от Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища (М.) имело меценатский характер с очень низкой платой за обучение (Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М., «Мысль», 1981, с. 155-156). 4. ГАПО, ф.108 (Пенз. городская дума), оп.1, д.677, л.97. 5. ПГВ, 1898, № 29, 6 февраля, с. 2. 6. П. П. Семенов учился в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров с 1842 по 1845 г., Н. Д. Селиверстов — с 1843 по 1847 г. (Достоевский А. А. Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский. Биографический очерк.—- В сб.: Петрович Семенов-Тян-Шанскпй. Его жизнь и деятельность. Изд. Гос. Русского географического общества. Л., 1928, с. 19-21; ГАПО, ф. 5 (Канцелярия пенз, губернатора), оп. 1, д. 5008, л. 1-21 (копия формулярного списка Н. Д. Селиверстова). 7. До сих пор не обнаружено списка произведений, входивших и коллекцию Н. Д. Селиверстова. О ее составе можно говорить лишь предположительно. Бесспорное свидетельство о принадлежности к коллекции Н. Д. Селиверстова имеется только относительно картины М. И. Пескова «Пастух с собакой», экспонировавшейся в 1867 г. на выставке Общества поощрения художников в СПб. (Собко Н. П. Словарь русских художников (ХI-ХIХ вв.). Т. III. СПб., 1899, с. 177). 8. ПГВ, 1891, № 225, 20 октября, с. 2; На празднике искусства. — ПГВ, 1908, № 8, 10 января, с. 2 (структурной частью данного сообщения является «Краткий отчет деятельности ПХУ и музея им. Н. Д. Селиверстова с 8 января 1898 г. по 8 января 1908 г.», составленный делопроизводителем училища М. Г. Тетюревым). В «Кратком отчете <... >» указано: «За покрытием всех расходов по постройке и обзаведению училища, из всех завещанных Н. Д. Селиверстовым [средств, с учетом их роста за счет процентов по банковским вкладам] осталось 450 000 руб., из них 400 000 руб. обращены в неприкосновенный капитал и 50 000 руб. — в запасный»; таким образом, неприкосновенный и запасный капиталы образованы в конце 1897 г., когда ПХУ было полностью готово к началу учебного процесса (здание училища строилось с 1894 по 1897 г.). 9. ПГВ, 1891, № 181, 23 августа, с. 2. 10. ПГВ, 1891, № 225, 20 октября, с. 2; ГАПО, ф. 108, оп. 1, д. 677, л. 359-360 об.; ф. 109 (Пенз. город-ская управа), оп. 1, д. 366, л. 149 об.; Колеганов Е. В., Фатыхова А. А., Шишлов С. Л, Здание бывшего реального училища < ... >. — В сб. научи, тр. НИИ культуры РСФСР (№ 135): Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Пензенская область. М., 1985, с. 62. 11. Максимов Александр Павлович — гражданский инженер, коллежский советник. Участник конкурса на составление проекта здания Пензенского реального училища, проводившегося Санкт-Петербургским обществом архитекторов; заключение по конкурсу состоялось в январе 1891 г. Из 20 конкурсных работ проекту А. П. Максимова, под девизом «Соп аmоге» («С любовью», ит.), была присуждена I премия в 600 руб. II премию в 400 руб. получила работа («Рука об руку») классного художника, в будущем знаменитого академика архитектуры А. И. фон Гогена; по его проекту в 1912 г. было построено здание Пензенских отделений Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков (нынешнее здание Пензенской картинной галереи). III премия в 200 руб. за проект под девизом «Это мой» присуждена военному инженеру К. К. Голеевскому (г. Вильно) (журн. «Зодчий», 1891, N 1-2, с. 13-14; В Обществе архитекторов. — Газ. «Новое время», 1891, № 5340, 10 января, с. 3; Отчет о состоянии Пензенского реального училища за 1891 гражданский год. Пенза, б. д.). 12. ПГВ, 1908, № 8, 10 января, с. 2; ГАПО, ф. 108, оп. 1, д. 680, л. 3 (письмо П. П. Семенова пензенскому городскому голове Н. Т. Евстифееву от 31 мая 1892 г.). 13. ПГВ, 1891, № 74, 2 апреля, с. 3; ГАПО, ф. 120 (ПХУ), оп. 1, д. 1, л. 10-11 (копия отношения Н. Т. Евстифеева П. П. Семенову от 20 мая 1894 г.). 14. Швецов Федор Егорович (ум. 21 февраля 1882) — купец I гильдии, пенз. городской голова. Основным пунктом благотворительной части завещания Ф. Е. Швецова было устройство на его усадьбе на углу улиц Дворянской и Никольской (куплена в 1881 г. у владельца имения при с. Бессоновке Пенз. у. действ, ст. сов. Павла Александровича Арапова) ремесленной школы для мальчиков из бедных слоев пензенских горожан, готовившей, при 5-летнем курсе обучения на полном содержании от школы, подмастерьев столярного, сапожного и портняжного дела; открытие школы состоялось 16 декабря 1884 г. Здание ремесленной школы образовалось в 1883-1894 гг. из кам. 2-этажного флигеля, стоявшего в глубине участка на границе с усадьбой Пенз. женск. епархиального училища, и простирающегося до ул. Дворянской (Красной) кам. 2-этажного пристроя, осуществленного по проекту пенз. губернского инженера Колодко. Двухсветная домовая церковь школы, занимавшая торцевую часть здания, выходящую на Дворянскую ул., была посвящена имени наследника цесаревича (во время строительства церкви Николай II еще не вступил на престол) и освящена 9 мая 1895 г. во имя тезоименитого императору святителя и чудотворца Николая. Здание Пенз. ремесленной школы им. Ф. Е. Швецова сохранилось до наших дней без существенных изменений, особенно его внешний облик, в т. ч. фасад по ул. Красной. Нет никаких документальных оснований говорить, как это делает В. П. Сазонов в статье о ремесленной школе в «Материалах Свода памятников <...>» (с. 50-51), и не имеется почвы даже для предположения, что «галерея заняла зал второго этажа, выходившего окнами на север» в средней части здания, построенной якобы в 1883-1885 гг. Источники дают основание лишь допустить, что для размещения картинной галереи с 1892 по 1897 г., вероятнее всего, использовались комнаты 1-го этажа (где-то поблизости от главного, с ул. К. Маркса, входа в медицинское училище), которые с 1887 г. были обращены в доходные статьи и сдавались внаем. Эти комнаты могли находиться и в старой, и в средней части здания или сразу в обеих. 2-й же этаж школы всегда занимали спальни учеников. Кроме того, средняя часть здания ремесленной школы, расположенная между старым флигелем и домовой церковью, была завершена не в 1885-м, как пишет Сазонов, а только в 1887 г. Он также неправильно называет год основания ремесленной школы: 1882-й вместо 1884-го. Неверно и указание В. П. Сазонова, что здание «сложено из лицевого кирпича», так как, во-первых, дома из этого дорогостоящего материала не строились, а лишь обкладывались по фасаду, и во-вторых, внешний слой кладки стен Пенз. ремесленной школы в действительности выложен обычным кирпичом; понятие о лицевом кирпиче в Пензе могут дать, например, здания ПХУ, 1-й женской гимназии (Советская, 9) и краеведческого музея (бывшего общежития женск. епархиального училища). ПГВ, 1882, № 41, 23 февраля, с. 3 (некролог Ф. Е. Швецова); 1890, № 154-156, 158, 159, 161 (21, 22, 24, 26, 27, 29 июля), с. 3 («Пензенская ремесленная школа. 1884-1889»); ГАПО, ф. 109, оп. 1, д. 140, л. 7, 24, 26; д. 207, л. 31-32, 36-36 об., 64, 154; д. 288 («Отчет по содержанию ремесленной школы им Ф. Е. Швецова за 1884-1889 гг.»); д. 291, л. 1-2; ф. 182 (Пенз. духовная консистория), оп. 1, д. 2448, л. 51, 54 об.; д. 2638, л. 493. 15. ГАПО, ф. 109, оп. 1, д. 366, л. 161 об. («Отчет Пенз. городской управы за 1892 г.»).Картинная галерея
Примечания
А. ФАТЫХОВА,
С. ШИШЛОВ.
Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 4 — 1992,
с. 31-32.
Популярное
Новое на сайте
Кто на сайте
Сейчас 80 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии
- 11.03.2019 05:32
-
25.11.2015 11:15
Здравствуйте все! В "Краткой ...
-
27.09.2015 18:43
Благодарна за публикацию столь ...
-
05.09.2015 04:29
Плевицкая Надежда Васильевна ...
-
27.08.2015 12:44
Здравствуйте! Не могли бы ...
Подробнее...