С любовью к старине
РЕСТАВРАЦИЯ ИЛИ РЕМОНТ?
До самого недавнего времени слово «реставрация» странно было слышать применительно к рядовой застройке Пензы — когда и памятники-то, если и реставрировались, то без должной предварительной научно-изыскательской работы, позволяющей вернуть им первоначальный облик и досконально изучить их историю.
Но вот началась реконструкция улицы Московской, и все чаще и чаще стали обращать внимание на поиск изобразительных материалов прошлых лет — главная улица города настоятельно требовала возвратить ее зданиям, а значит и ей самой, былую красоту.
И старые фотографии ул. Московской стали главным обвинительным актом ревностным исполнителям чьих-то «мудрых» решений о том, как выполнить план по сбору металлолома, в результате чего с крыш и стен старых домов слетали ажурные металлические решетки, балконы и навесы, а город почти совершенно лишился художественной ковки и литья — одной из интереснейших страниц декоративно-прикладного искусства Пензы.
В числе «подсудимых» и те, кто рьяно проводил в жизнь печально известное постановление о борьбе с излишествами в архитектуре, которое не только наплодило массу бездарных архитекторов с начисто атрофированной у них способностью творчески мыслить, превратив их в простых проектировщиков, но, без сомнения, сказалось и в том, что фасады старых зданий, с их неповторимой индивидуальностью и обилием декора, с годами вдруг стали обретать одно плоское, невыразительное лицо: детали срубались, сглаживались, зачищались...
И глядя на безликие творения новых архитекторов, и строители, которые раньше и без проекта могли такой выдать шедевр, что ахнешь, — настолько их руки были в согласии с душой, требующей красоты исполнения, — и те растеряли свое вдохновение, а взамен приобрели голый рационализм: главное — сделать побыстрее и попроще.
И то, что еще сохранилось на зданиях любопытного: пинакли, аттики, наличники, стало уже мешать и кровельщикам, и штукатурам, и рабочим других ремонтных профессий — ведь все это требовало аккуратности и осторожности в их работе: как бы чего не попортить. А потому — лучше все это долой: срубить, замазать, уничтожить... Так и перевелись почти на пензенской земле таланты — мастера и умельцы.
Не знаю я имен тех, кто эти безобразия творил, да и знать-то не хочу. А обращаюсь к тем, кому дороги свое имя и профессиональная честь, кто не растерял еще своего умения, в ком живет еще чувство красоты, рвущееся наружу: приступая к ремонту старого здания, даже на первый взгляд рядового, не выдающегося, подойдите к нему с душой, превратите этот ремонт в реставрацию, верните зданию тот вид, какой он имел много лет назад, и труд ваш сторицей окупится — и вашей гордостью за свои руки, и чужой радостью за возрожденную красоту.
А в качестве иллюстрации к тому, чего при желании можно добиться, обратив свой взор в прошлое, взгляните на две фотографии: на одной из них — современный вид дома № 13 по ул. Московской, а на другой — тот, какой имел он вначале, что удалось установить по сохранившейся старой фотографии.
И тогда на вопрос, вынесенный в заголовок, каждый даст однозначный ответ: нужна реставрация зданий, а не просто их ремонт.
А. ДВОРЖАНСКИЙ.
ОТ РЕДАКЦИИ. В настоящее время названный дом реставрируется. Посмотрим, на что способны современные исполнители.
Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 4 — 1992,
с. 22-23.
Популярное
Новое на сайте
Кто на сайте
Сейчас 187 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии
- 11.03.2019 05:32
-
25.11.2015 11:15
Здравствуйте все! В "Краткой ...
-
27.09.2015 18:43
Благодарна за публикацию столь ...
-
05.09.2015 04:29
Плевицкая Надежда Васильевна ...
-
27.08.2015 12:44
Здравствуйте! Не могли бы ...
Подробнее...