Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

С любовью к старине

     РЕСТАВРАЦИЯ ИЛИ РЕМОНТ?

     До самого недавнего времени слово «реставрация» странно было слышать применительно к рядовой застройке Пензы — когда и памятники-то, если и реставрировались, то без должной предвари­тельной научно-изыскательской работы, позволяющей вернуть им первоначальный облик и досконально изучить их историю.

     Но вот началась реконструкция улицы Московской, и все чаще и чаще стали обращать внимание на поиск изобразительных материалов прошлых лет — главная улица города настоятельно требовала возвратить ее зданиям, а значит и ей самой, былую красоту.

     И старые фотографии ул. Московской стали главным обвинительным актом ревностным исполнителям чьих-то «мудрых» решений о том, как выполнить план по сбору металлолома, в результате чего с крыш и стен старых домов слетали ажурные металлические решетки, балконы и навесы, а город почти совершенно лишился художественной ковки и литья — одной из интереснейших страниц декоративно-прикладного искусства Пензы.

     В числе «подсудимых» и те, кто рьяно проводил в жизнь печально известное постановление о борьбе с излишествами в архитектуре, которое не только наплодило массу бездарных архитекторов с начисто атрофированной у них способностью творчески мыслить, превратив их в простых проектировщиков, но, без сомнения, сказалось и в том, что фасады старых зданий, с их неповторимой индивидуальностью и обилием декора, с годами вдруг стали обретать одно плоское, невыразительное лицо: детали срубались, сглаживались, зачищались...

     И глядя на безликие творения новых архитекторов, и строители, которые раньше и без проекта могли такой выдать шедевр, что ахнешь, — настолько их руки были в согласии с душой, требующей красоты исполнения, — и те растеряли свое вдохновение, а взамен приобрели голый рационализм: главное — сделать побыстрее и попроще.

     И то, что еще сохранилось на зданиях любопытного: пинакли, аттики, наличники, стало уже мешать и кровельщикам, и штукатурам, и рабочим других ремонтных профессий — ведь все это требовало аккуратности и осторожности в их работе: как бы чего не попортить. А потому — лучше все это долой: срубить, замазать, уничтожить... Так и перевелись почти на пензенской земле таланты — мастера и умельцы.

     Не знаю я имен тех, кто эти безобразия творил, да и знать-то не хочу. А обращаюсь к тем, кому дороги свое имя и профессиональная честь, кто не растерял еще своего умения, в ком живет еще чувство красоты, рвущееся наружу: приступая к ремонту старого здания, даже на первый взгляд рядового, не выдающегося, подойдите к нему с душой, превратите этот ремонт в реставрацию, верните зданию тот вид, какой он имел много лет назад, и труд ваш сторицей окупится — и вашей гордостью за свои руки, и чужой радостью за возрожденную красоту.

     А в качестве иллюстрации к тому, чего при желании можно добиться, обратив свой взор в прошлое, взгляните на две фотографии: на одной из них — современный вид дома № 13 по ул. Московской, а на другой — тот, какой имел он вначале, что удалось установить по сохранившейся старой фотографии.

Дом № 13 по ул. Московской. Фото А. Дворжанского. 1989 г.Эскизный проект на восстановление дома. Автор С. Скаков.

     И тогда на вопрос, вынесенный в заголовок, каждый даст однозначный ответ: нужна реставрация зданий, а не просто их ремонт.

А. ДВОРЖАНСКИЙ.

 

     ОТ РЕДАКЦИИ. В настоящее время названный дом реставрируется. Посмотрим, на что способны современные исполнители.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 4 — 1992,
с. 22-23.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 15 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте