Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 

Впервые в Пензе

     ВЕЛОСИПЕД

     19 мая 1891 г. в «Пензенских губернских ведомостях» (№ 104, с. 3) появилась «Заметка» о велосипедном спорте в Пензе, автором которой был видный местный краевед и журналист Н. В. Прозин. В ней говорится о пользе катания на велосипеде для здоровья, указывается, при каких заболеваниях это особенно благотворно, и делается предупреждение, при каких болезнях велосипед противопоказан. По своей основной профессии практикующего врача Николай Васильевич не мог не затронуть медицинский аспект езды на велосипеде, и эта нужная информация, бесспорно, выглядела авторитетно в восприятии пензенской читающей публики. Интересно это, вероятно, и современному читателю: ведь любопытно знать, как смотрели на данный вопрос ровно сто лет назад.

 

Велосипед


     Но не это самое важное в «Заметке». Для краеведческого профиля нашего сборника наибольшую ценность представляет следующая фраза Н. В. Прозина:

«Нынешней весной в числе обыкновенных удовольствий появилось у нас новое. Около бега (ипподрома — С. Ш.) за Верхним гуляньем (ныне парк им. В. Г. Белинского — С. Ш.) стали показываться маленькие кавалькады катающихся на велосипедах».

     Из «Заметки» можно почерпнуть такие сведения о конструкциях бытовавших тогда велосипедов:

Велосипед типа penny farthing (пенни-фартинг) или «обыкновенный велосипед». Этот вид велосипеда с разновеликими передним и задним колесами получил распространение в 1880-х годах. В 1890-х ему на смену пришел «безопасный велосипед» (см. Свифт).«Езда на обыкновенных велосипедах с одним большим колесом представляет собою для катающегося род активного моциона. Сюда же относится и езда на двухколесном велосипеде с бесконечною цепью, двигающею одно колесо, в то время как другое вращается при произвольном более или менее скором или медленном действии ногами катающегося на боковые его приводы.(...). На двухколесном велосипеде можно ездить быстрее, нежели на трехколесном; зато трехколесный спокойнее и удобнее для пожилых людей, для женщин и для детей, причем детский велосипед имеет, конечно, меньший размер, нежели назначенный для взрослых».

     Есть у Н. В. Прозина и такая интересная фраза:

«Велосипед безопаснее лошади, так как по произволу может быть управляем едущим».

     Вряд ли можно теперь установить, когда в Пензе появился самый первый велосипед. Он мог быть либо привезенным откуда-то, либо выписанным из какого-то крупного города или даже из-за границы. Выписывать новые виды продукции помогала реклама. Во всевозможных изданиях 80-х и 90-х годов прошлого века велосипеды широко рекламировались.

Велосипед «Свифт». Модель 1891 г. «Свифт» безопасный велосипед с дутыми шинами.     В «Пензенских губернских ведомостях» за первую половину 1891 г. неоднократно помещалась реклама фирмы «Торговый дом Ж. Блок» (№ 71, 77, 78, 82, 86, 90, 93, 98, 103, 110, 114, 120). В верхней части ее заголовок:

«Настоящие велосипеды «Свифт».

В середине изображены два велосипедиста, из фар первого велосипеда лучами расходятся строки рекламы:

«Специально выстр. для русск. дорог. Введены в русской армии. Занимают во всем свете первое место. Новый прейскурант 64 стр. беспл. Единственный для всей России склад — Москва и С.-Петербург».

По нижнему полю информации надпись:

«Новость: «Свифт» № 1 с дутыми резиновыми шинами».

Велосипед «Свифт». Модель 1892 г. трицикл «Мальборо клуб» с дутыми шинами.     Но приобретение велосипедов жителями Пензы в более или менее значительном количестве могло начатъся лишь после открытия торговли в  самом городе, что произошло в мае 1891 г. 14 мая в «Пензенских губернских ведомостях» появилось объявление (№ 100, с. 4; далее — в мае и июне 1891 г.—в № 103, 105, 11О, 112, 115, 118, 121, 124, 127):

«Велосипеды разных фабрик и цен продаются в апте-карском магазине П. П. Гер-мана в Пензе».

Эту ситуацию и запечатлел в своей корреспонденции Н. В. Прозин; благодаря ему известна точная дата появления велосипеда в Пензе, как массового вида спорта («обыкновенного удовольствия») — май 1891 г.

     Необходимо, конечно, оговориться, что для конца XIX столетия один — другой десяток занимавшихся в губернском городе каким-либо дорогостоящим видом Рекламный плакат велосипедов «Свифт» — «Ездите на велосипедах «Свифт».спорта — это уже массовость. Даже и в предреволюционные годы велосипеды из-за своей сравнительно высокой цены были доступны только состоятельным людям. У моего деда, сына надворного советника (гражданский чин VII класса, соответствующий подполковнику), жившего в начале 1910-х гг. в уездном городе Пензенской губернии Краснослободске (ныне райцентр Мордовской АССР) (С января 1994 года Республика Мордовия — Прим. админ.), был немецкий велосипед. По его словам, в восьмитысячном Краснослободске в то время было не более десяти велосипедов.

     В дореволюционной деревне велосипед почти совершенно не имел распространения, большинство крестьян его даже никогда не видели. Одна жительница Пензы, уроженка д. Ермоловки Пензенского уезда, рассказывала мне в 60-х годах, что впервые увидела велосипед незадолго до революции. Промчавшийся по деревенской улице велосипедист (кто-то из ермоловских господ) вызвал такой ужас у находившихся в избе девушек («а уж большие девки были») принявших его за нечистую силу, что они попрятались в углы и под кровати.

     Получить более подробные сведения о велосипеде можно в книге Я. Н. Ривоша «Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала XX века» (М., «Искусство», 1990, с. 79-80) (Прим. админ.: С главой «Велосипед» из указанной книги можно познакомиться в приложении, идущим следом за данным материалом). Предметом роскоши, велосипед продолжал оставаться еще в 30-е годы. От пензенских старожилов мне неоднократно приходилось слышать, что перед войной та семья считалась зажиточной, в которой были швейная машинка, граммофон и велосипед. У всех желающих велосипеды после войны.

     У читателей может возникнуть вопрос, почему первые пензенские велосипеды продавались в аптекарском магазине? В таких магазинах (не путать с аптеками, по современной терминологии это что-то вроде магазинов медтехники) продавались не только велосипеды, но также, например, фотоаппараты и все необходимое к ним, т.е. сложная дорогостоящая бытовая техника, так как особые магазины по реализации этой продукции в небольших городах открывать было нецелесообразно из-за ограниченного спроса.

С. ШИШЛОВ.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 3 — 1991,
с. 15-16.

Приложение


     ПРИЛОЖЕНИЕ

     В качестве интересного дополнения к статье «Велосипед» публикуем указанный в ней отрывок из книги Я. Н. Ривоша «Время и вещи»:

     I. Внешний облик городов и улиц.

... Велосипеды. Велосипед в дорево-люционной России имел широкое распространение, особенно в городах, где не было общественного транспорта.

     Солидным людям ездить на велосипеде считалось если не неприличным, то неудобным. Пользовались велосипедом преимущественно учащаяся молодежь, мелкие чиновники, конторщики, служащие и приказчики.

     У рабочих велосипеды встречались крайне редко. Ездили на них главным образом в Петербурге и Москве сравнительно высокооплачиваемые рабочие — типографские или металлисты.

     В дореволюционной деревне велосипед совершенно не имел распространения. Дачник на велосипеде собирал вокруг себя толпу любопытных, среди которых были не только ребятишки, и вызывал безудержную ярость деревенских собак, бежавших стаей за велосипедистом и норовивших укусить его за ноги.

     Женщины на велосипеде ездили редко и только в дачных местностях. По улицам ездить женщинам на велосипеде считалось неприличным; на женщин-велосипедисток смотрели косо. Герой чеховского «Человека в футляре» Беликов, увидев едущих на велосипеде преподавателя гимназии Коваленко и его сестру Вареньку, спрашивает: «Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велоси­педе?».

     На велосипедах ездили почтальоны, доставлявшие телеграммы, посыльные некоторых фирм. На велосипедах специальной конструкции (трехколесных) развозили мелкие грузы и газеты. Велосипеды со складывающейся пополам рамой (так называемые «самокаты») употреблялись в армии, сначала при доставке донесений и как средство передвижения для небольших разведывательных групп, а впоследствии, во время первой мировой войны, появились целые соединения самокатчиков, игравших оперативную роль, вроде современной моторизированной пехоты.

     Езда на велосипеде была тогда так же, как и сейчас, одним из излюбленных видов спорта.

     Внешний вид велосипедов того времени существенно не отличался от современного. Велосипедные спицы и ободы колес были никелированные. Окраска рамы чаще всего была черная с золотой орнаментикой. Реже встречались красные или сине-голубые велосипеды. Велосипедные покрышки были из красной резины с продольными бороздками и несколько толще по диаметру современных. Часто на женских велосипедах заднее колесо покрывалось сеткой. Иногда сетка была и на мужских велосипедах. Поэтому на велосипеде можно было ездить в пелерине или накидке, да и юбки не попадали в спицы.

     Женщины ездили только на специальных дамских велосипедах с низкой прогнутой рамой. Помимо сетки от возможных неприятностей оберегал специальный металлический кожух, прикрывавший цепь.

     Педали велосипедов обтягивали красной резиной. Велосипедные фонари были преимущественно карбидные. Сзади велосипеды тогда не имели сигнального огня. Регистрационный номер укреплялся на оси переднего колеса, с левой стороны. Для сигнализации использовался металлический звонок либо груша, гораздо меньшая по размеру, чем автомобильная, и с менее сильным звуком.

     Существовал еще один тип велосипеда, так называемый тандем, рассчитанный на поездку двух человек. Он имел соответственно удлиненную раму, два седла, две пары педалей, общую цепь Галля и одну общую передачу на заднее колесо. Управлялся такой велосипед передним седоком. Задний имел руль, намертво закрепленный на раме и служивший только для опоры рук. Тандемом пользовались преимущественно спортсмены и туристы; как уличное средство передвижения он не применялся. Встречались велосипеды, рассчитанные на трех, четырех и даже пять ездоков. Назывались они «триплет», «квадри-плет» и «квинтиплет». Пользовались ими только спортсмены.

     Грузовые велосипеды были трехколесными. На двух передних колесах стоял ящик для груза. Седок располагался сзади, как бы на половинке обычного велосипеда. Руль прикреплялся к ящику. Собственно, это не был обычный велосипедный руль, а нечто напоминающее поручень или скобу. Передняя ось имела поворотное устройство.

     Велосипеды применялись отечественного и иностранного производства. Из русских фирм самой распространенной была «Дукс», а из иностранных наиболее популярными были «Триумф», «Вандерер», «Гладиатор». Покрышки также были как отечественного, так и иностранного производства: русские — «Треугольник» и «Проводник», иностранные — «Мишелей» и «Ден-лоп».

Источник: Я. Н. Ривош. «Время и вещи. Очерки по истории материальной культуры в России начала XX века» (М., «Искусство», 1990, с. 79-80).


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 149 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Комментарии

  • Владимир Власов 11.03.2019 05:32
    Спасибо за проделанную ...

    Подробнее...

     
  • Дмитрий 25.11.2015 11:15
    Здравствуйте все! В "Краткой ...

    Подробнее...

     
  • Наталья 27.09.2015 18:43
    Благодарна за публикацию столь ...

    Подробнее...

     
  • Алексей 05.09.2015 04:29
    Плевицкая Надежда Васильевна ...

    Подробнее...

     
  • Наталия Александровн 27.08.2015 12:44
    Здравствуйте! Не могли бы ...

    Подробнее...