Хроника культурной жизни
ВСЁ ОБОШЛОСЬ БЕЗ СКАНДАЛЬЧИКОВ
О приезде московских футуристовв Пензу
К 1914 году российский футуризм перешел в наступление. Накатывалось новое Смутное время России, и для исполнения всех задуманных свершений нужны были не только «смущенные» обыватели, но и умелые их «смутьяны». Требовался качественный перелом в творческом сознании художественной интеллигенции, потому-то Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Василий Каменский, переняв тактику «революционной борьбы за овладение массами», предприняли в декабре 1913 — марте 1914 года турне по России с задачами пропаганды среди читающих, пишущих и рисующих людей нового движения в искусстве (прим. 1). Они посетили 17 городов, и география их передвижения весьма своеобразна: Харьков, Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Николаев, Киев, Казань, Пенза, Самара, Ростов-на-Дону, Саратов, Тифлис, Баку — это только крупные.
Как видим, можно выделить три «стороны света», куда ездили футуристы: Юг России, Поволжье и Кавказ, четвертая — Петербург — была освоена ими раньше. О мотивах выбора «сторон света» догадаться совсем несложно: Кавказ был родиной Владимира Маяковского, Давид Бурлюк был родом из Таврической губернии, учился в разные периоды в Одесском и Казанском художественных училищах, в той же «казанской» (от Москвы) стороне были: Пермь — родина Василия Каменского и Пенза, где тогда учился в местном художественном училище младший брат Давида — Владимир Бурлюк. Кроме того, надо заметить, Пенза намного опережала другие провинциальные города в готовности восприятия нового и была осведомлена о свежих течениях искусства через свои каналы. В городе к тому времени вокруг салона семейства Цеге сложился кружок пензенской интеллигенции. Ученики Пензенского художественного училища были буквально «распропагандированы» Владимиром Бурлюком, который, кстати сказать, тоже был участником этого турне: он декламировал стихи поэтов-футуристов на самом первом их выступлении в Харькове, а также был экспонентом многих выставок левой живописи в Москве, Петербурге и за рубежом, иллюстрировал их поэтические сборники. Так что приезд футуристов в Пензу не был случайным, здесь они могли в полной уверенности ожидать не только успеха своего выступления, но и по-родственному радушного приема. (прим. 2), точно фиксирующих их выступление в Пензе, пока не обнаружено и потому о программе можно говорить только предположительно, основываясь на выступлениях в других городах. Здесь важно будет отметить приезд всех троих футуристов, но выступление только двоих: В. Каменский заболел и выступить с докладом и чтением своих стихов не мог. Видимо, его часть программы легла на плечи Д. Бурлюка и В. Маяковского. А с чем же выступали они в других городах этого турне? Бурлюк читал лекцию «Кубизм н футуризм», посвященную этим новейшим течениям в живописи, сопровождал выступление показом «теневых картин» через «волшебный фонарь» (современные слайды и эпидиаскоп). Маяковский — «Достижения футуризма» — о выработанных принципах футуристического движения: роль города в развитии общества, роль молодежи как наиболее прогрессивного слоя этого общества, задачи движения и его достижения, то есть давал общие разъяснения идеологического плана, Каменский выступал с полемическим докладом «Смехачам наш ответ» — своего рода критикой критиков: о том, почему футуризм не понимают и не принимают. Помимо программы сами выступления иллюстрировались чтением как своих стихов, так и стихов поэтов-оппонентов: В. Брюсова, И. Северянина, Вяч. Иванова, К. Бальмонта, С. Городецкого. Порядок выступлений выработан не был, хотя по причине «большей» благонадежности чаще вначале выступал Каменский. Мемориальных документов или хотя бы афиш (прим. 3). Надо добавить, что их не могло быть по целому ряду причин. Во-первых, в подготовке приезда и выступления футуристов принимали самое активное участие Владимир Бурлюк и его друзья по художественному училищу, — это ими не скрывалось и те же «Ведомости» в заметке «По поводу объявленной лекции футуристов» с прискорбием сообщали: В Пензе объявленный на вечернее время «Поэзо-концерт» проходил в зале Соединенного собрания (ныне ул. К. Маркса, 8/Красная, 80). Публика состояла из молодежи учебных заведений, чиновников, интеллигенции, знати и представителей власти. В отличие от выступлений футуристов в других городах, в Пензе они хотели явно понравиться. Не было прямого эпатажа* провинциального вкуса людей, пришедших на вечер. «Пензенские губернские ведомости», публикуя материал о футуристах в рубрике «Происшествия», сами отмечали, что «всё обошлось без ожидаемых скандальчиков» «Печальнее всего то, что устрои-телями ее являются ученики рисо-вального училища!»(прим. 4). Спустя некоторое время Д. Бурлюк и В. Маяковский за свои выступления были отчислены из Московского училища живописи, ваяния и зодчества (прим. 5). Видимо, опасаясь подобных гонений, которые могли бы выпасть на его брата, Д. Бурлюк накануне приезда в Пензу публикует «Письмо в Редакцию», где заявляет, «что к устроению лекции футуристов в Пензе ученики местного художест-венного училища никакого отношения не имеют» (прим. 6). Во-вторых, вечером, за день до выступления в зале Соединенного собрания, трое гастролировавшцх уже «выступили» в салоне семейства Цеге, что позволило им, конечно же, определить высокий уровень подготовленности местной публики и не сбиваться на «хулигано-футуризм», по словам А. Луначарского. В-третьих, та же газета в отчете о выступлении поэтов сообщала: «полицией к недопущению скандальчиков были приняты все меры» (прим. 7). Так что в зале Соединенного собрания не было ставших уже привычными маскарадных костюмов, раскрашенных лиц и обижающих публику слов, — а в результате: «все нашли, что говорят они хорошо и с полной верой в себя, как грядущих гениев» (прим. 8). Футуристы провели в нашем городе несколько дней. Хроника их пребывания выглядит так: суббота, 1 марта 1914 г. — они выехали из Москвы; воскресенье, 2 марта — днем прибыли в Пензу, с вокзала проехали в дом Цеге, где и остановились, а вечером, здесь же, состоялся их поэтический вечер; следующий день, понедельник, 3 марта, был посвящен организации и устроению чтения лекций, вечером — «программное» выступление в зале Соединенного собрания; вторник, 4 марта — гуляние по городу, посещение магазинов на Московской и рынка, где они все же пугали своим видом простых горожан (В. Каменский: «все думали, что мы боксеры») и, перед отъездом из Пензы, — посещение художественного училища (прим. 9). Таким образом, мы имеем три адреса в городе, где побывали в свой приезд футуристы: дом Цеге, зал Соединенного собрания и художественное училище. На одном из них (бывшее Соединенное собрание} установлена мемориальная доска этому событию, правда с упоминанием только имени В. Маяковского. В нашей истории семейство Цеге играет ключевую роль: вокруг них сгруппировалась пензенская интеллигенция, в их доме сложился салон, пользовавшийся популярностью у художников и актеров. Кто же они? Супруги Лидия Николаевна и Константин Карлович Цете были натурами цельными: он — из обедневших немецких колонистов, закончил 2-ю Пензенскую гимназию (учился вместе с В. Мейерхольдом), по окончании ее — вначале страховой агент, а затем совладелец фирмы «Посредник» по торговле сельскохозяйственными машинами и инвентарем, любил возиться с различными механизмами: сам освоил фотографию, даже стереоскопическую, ловко печатал на пишущей машинке; был изобретателем — вместе с В. Каменским и А. Яковлевым собрал автомобиль, аэросани; изучив электротехнику, электрифицировал свой дом. Лидия Николаевна от своей матери, выпускницы Варшавской консерватории, была одарена музыкально. Известность педагога Л. С. Шора привела её в Пензу, к нему в ученицы. Готовила себя к концертной деятельности, мечтала выступать на публике, но знакомство с Константином Карловичем и замужество изменили ее жизнь. Эта глубокая страсть к новому, пусть даже и в разных областях (искусство и техника), составляла стержень их семейных интересов, людьми же они были общительными и гостеприимными. Так возник их салон, посещавшийся определенным кругом лиц местного чиновничьего и интеллигентского мира, а также молодыми художниками из училища. Время его появления относится к случайной встрече в Верхнем гулянии молодой дамы Лидии Цеге с молодым художником Аристархом Лентуловым. Этюд, который он писал, манера свободного общения, его веселый характер расположила ее к художнику, и он был приглашен в их дом. Осенью того же 1905 года А. Лентулов написал портрет Лидии Цеге и экспонировал его на выставке кружка пензенских художников. По-видимому, во время сеансов портретирования круг знакомств Цеге в художественной среде расширялся и вместе с ним рос салон. С момента возникновения за почти десятилетний период его существования здесь побывали многие из них: кроме упомянутого Лентулова — В. Татлин, А. Субботин, Н. Минкельдей, М. Герасимов, В. Бурлюк и другие. В доме Цеге они всегда могли найти теплый прием, щедрый стол, веселое общение, свежие художественные журналы и книги, музыку. К их услугам была предоставлена большая комната, отданная под мастерскую: в ней был мольберт, краски и кисти, она редко когда пустовала. В знак благодарности художники дарили свои работы семье Цеге — стены всех комнат их дома были увешаны ими. Кроме художников, салон изредка посещался гастролировавшими в Пензе актерами и никогда, кроме футуристов — поэтами или писателями. Вот как по воспоминаниям Софьи Константиновны Цеге проходил поэтический вечер футуристов в их салоне (прим. 10). Тот день, 2 марта 1914 года, в доме был суматошным. На вечер был назначен банкет; ужин к нему готовил повар из Соединенного собрания. Много приглашенных, но только самые близкие семье Цеге; несколько учеников художественного училища, среди них скульптор Василий Бибаев и, конечно же, Владимир Бурлюк, помещицы Варвара Сергеевна Шторх и другая -— толстая и громко смеющаяся — Подтоптонова, аптекарь Бартмер (прим. 11) и семейство гражданского инженера Яковлева: сам Алексей Евгеньевич, супруга его Любовь Николаева и дети. Гости салона — московские футуристы — вели себя «как у себя дома» и не стеснялись приглашенных. Софье Константиновне запомнилось, следующее: Д. Бурлюк с лорнетом к руке читал И. Северянина, Лидия Николаевна музицировала за роялем, В. Каменский стоял рядом с ней, у него было разрисовано лицо, тут же около рояля стоял В. Бибаев — постоянно молчаливый, но очень видный собой, «как красивый монумент». В. Маяковский, одетый в свою знаменитую желтую кофту, сидел возле мадам Яковлевой на полу и, гладя ее колени, говорил ей: «Девушка! Вы моя девушка!». За всей этой картиной в щель неплотно прикрытой двери подсматривали две девочки: Соня Цеге и Таня Яковлева (прим. 12). (прим. 13). За период с 1905 по 1916 (год прекращения деятельности салона) Цеге один раз сменили дом. Это произошло в конце 1911 года. Как и прежде они не купили, а сняли его. Теперь это был дом, стоящий на углу улиц Поповки и Поповой горы (ныне ул. Боевая гора, 12), он сохранился, в него в 1914 году с вокзала приехали футуристы, там В. Маяковский читал свои новые стихи. До этого Цеге жили по ул. Никольской, 4; к сожалению, он сам не уцелел, но чудом сохранилась липа, росшая под балконом, она является своего рода «указателем» места дома С домом по ул. Никольской связан ранний период салона Цеге; здесь часто бывали А. Лентулов и В. Татлин — художники, обретшие мировую известность. Но в последний приезд в Пензу, в мае 1912 года, Лентулов посетил уже новый дом Цеге и там сфотографировался с Константином Карловичем на память. Он, Лентулов, только что приехал из Парижа, где провел всю зиму, учась в Академии Ла-Палетт у кубистов Лефоконье и Метценже. К этому времени — он уже известный в России художник. Как, видим, салон семейства Цеге сыграл важную роль в формировании художественной культуры города в предреволюционную пору, его значение также велико к сложении творческих и житейских биографий крупных художников и поэтов. Не зря же Василий Каменский, с которым после революции была связана концертная деятельность Лидии Цеге в Саратове, как музыкального аккомпаниатора его мелодекламаций на поэзо-концертах, посвятил ей свое стихотворение, так им и названное — «Лидия Цеге», — полное нежной любви и грусти воспоминаний о молодости. В нем слышатся отклики двух особо памятных для поэта посещений Пензы: весной 1914-го, в шумный приезд футуристов, и летом 1916 года (прим. 14), где на даче Л. Н. Цеге в Кичкилейке он жил и писал стихи (прим. 15). В. КАМЕНСКИЙ ЛИДИЯ ЦЕГЕ Вы — как тьма, едва уловимая В зимние дни бесприютной земли. Странно — нездешняя, странно — любимая До небес, где кричат журавли. Кто Вы — далекая, близкая вестница, Уходящая мыслью в безбрежность. В какие пределы ведет ваша лестница Ваша песня, тученежность, оснеженность. Кто Вы чудесная, если Поэта Всегда раскрывать заставляли уста Для новых легенд легендарного лета. Чтобы ярче и глубже цвела красота. Может быть птица Вы Мудрость чувашская Подарившая радость полям. Или Вы — скука лесная, прикамская Понятная только ночным журавлям. Как разгадать Вашу долю судьбинную В вечных неясных тревогах. Когда даже в струнах, звучальность грустинную Мы слышим в ушедших дорогах. Или всё — суета — жизни нашей мерцание И надо жить и любить для любви. В этом завете — вся Вы — созерцание И неразлучные с Вами всегда журавли Вы — как поэма едва уловимая Повесть весенней мечталины Странно — нездешняя, странно — любимая Путешественница из Гдетотамии. (Без даты, прим. 16). ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Футуризм — от латинского «футурум» (будущее). Литературно-художественное движение в Европе, России и Америке. Родина футуризма — Италия. Проповедывали «искусство будущего», как проективное отражение, художественное прогнозирование грядущего миропорядка. Отсюда — неприятие, вплоть до разрушения сложившихся форм жизни, государственных устройств, религий, художественных и культурных форм. Ранний футуризм в России (с 1909 г.) исполнял разрушительную и расчистительную роль, он должен был подготовить плацдарм для «жнзнестронтельного» искусства, развернувшегося в 1920-1930-х годах, т. е. сразу после революции. В политическом плане футуризм приветствовал войны, революции и террор, как самые действенные средства «гигиены мира», тяготел к сращиванию с военными диктатурами (фашистская Италия 1922 г., большевистская Россия в 1918 г.). В России футуризм прекратил свое существование со смертью «Первого поэта масс» и «ком-фута» («коммуниста-футуриста») Владимира Маяковского в 1930 году. 2. Афиши были заранее отпечатаны и расклеены по городу. 3. «Пензенские губернские ведомости» (далее ПГВ), 1914, 5 марта, № 60. 4. ПГВ, 1914, 19 февраля, № 46. 5. Они были отчислены 21 февраля 1914 г. Уже 27 февраля ПГВ (№ 54) известили своих читателей об этом событии. 6. ПГВ, 1914, 24 февраля, № 51. Очевидно по той же причине не состоялась подготовленная выставка пензенских художников-футуристов. 7. ПГВ, 1914, 5 марта, № 60. 8. См. газ. «Сталинское знамя» от 13 апреля 1947 г., где можно узнать оценку современниками этого события по опубликованным там воспоминаниям Н. П. Виноградова. 9. О деталях посещения триумвиратом футуристов художественного училища нам ничего неизвестно: нет других свидетельств, кроме воспоминаний В. Каменского. Наверное, потому, что визит носил характер даже не «частый», не говоря уж об «официальном», а скорее всего — «конфиденциальный» — как широко известные художники и поэты, но все же только накануне отчисленные из Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 10. Запись бесед с С. К. Цеге от 4 апреля, 11 и 12 мая 1989 г. хранится у автора. 11. Через аптекарский магазин Бартмера на Московской (ныне магазин «Белый аист») продавались билеты на выступление футуристов в Соединенном собрании. 12. На эти «ухаживания» Маяковского за Л. Н. Яковлевой нужно смотреть через призму футуристи-ческого, т. е. программно-эпатажного и свободного, игрового поведения. Скорее всего это было импровизированное прочтение им своих новых стихов. В день приезда футуристов в Москву из Пензы (5 марта 1914 г.) вышел «Первый журнал русских футуристов», где среди стихотворений Маяковского было одно без заглавия, лишь потом получившее его — «Кофта фата». Подготовка журнала и переговоры об издании велись еще накануне поездки в Пензу. Из последнего четверостишья «Кофты фата»: «Женщины, любящие мое мясо, и эта девушка, смотрящая на меня, как на брата, закидайте улыбками меня, поэта, — я цветами нашью их мне на кофту фата» могло родиться обращение поэта «девушка» к Яковлевой, ,как к «девушке, смотрящей на меня, как на брата», — это, конечно, снимает излишнюю двусмысленность описанной сцены, но, видимо, ничего не проходит бесследно. Ситуация «подсматривания» Таней Яковлевой за «ухаживаниями» Владимира Маяковского в 1914 году уже тогда могла спроецироваться в будущее и предопределить его трагический исход в 1930-м: измучившая Маяковского любовь к уже взрослой Татьяне Яковлевой, жившей далеко от него, в Париже; ее сомнения и колебания, а затем и замужество, как отказ всем его предложениям, — стали не последними причинами самоубийства поэта. 13. Если подниматься от Дворянской улицы вверх по Никольской (ныне Красная и К. Маркса), идя по правой стороне в направлении входа в парк им. В. Г. Белинского, то примерно на половине этого расстояния можно увидеть эту старую липу с искривленным в нижней части стволом, стоящую сейчас на середине тротуара. 14. В. Каменский в своих поздних воспоминаниях неоднократно указывает 1916 год, но если обратиться к его биохронике, то все лето этого года он был на Юге России. Скорее всего второй кратковременный приезд состоялся уже весной-летом 1914 года, а длительный (может быть третий) — в лето 1915-го; на это указывает и С. К. Цеге (запись беседы от 11 мая 1989 г., хранится у автора), но каких-либо других сведений пока нет. 15. См. письмо В. Каменского к А. Храбровицкому от 27 января 1946 г., хранится в ОР ГБЛ, копия — в ГАПО, ф. р — 2378. оп. 1, д. 152, л. 1, 2. 16. Рукопись находится в ЦГАЛИ, ф. 1497, Каменский, оп. 1, д. 14, л. 34. Публикуется впервые с сохра-нением авторской пунктуации.Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV
Примечания
Д. ДИМАКОВ.
* эпатировать — поражать необычным поведением.
Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 2 — 1991,
с. 4-7.
Популярное
Новое на сайте
Кто на сайте
Сейчас 150 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии
- 11.03.2019 05:32
-
25.11.2015 11:15
Здравствуйте все! В "Краткой ...
-
27.09.2015 18:43
Благодарна за публикацию столь ...
-
05.09.2015 04:29
Плевицкая Надежда Васильевна ...
-
27.08.2015 12:44
Здравствуйте! Не могли бы ...
Подробнее...