Печать
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

 

Это любопытно

     «СНЕЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
     В ПЕНЗЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ

     Обычно считается, что «снежный человек» обитает в глухих, труднодоступных районах. А известны ли случаи появления этой загадочной особи на территории нашего края? На этот вопрос положительный ответ дает материал, опубликованный в «Пензенских губернских ведомостях» 20 декабря 1877 года, который предлагается вашему вниманию.

 

КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ

     В прошедшем октябре месяце в селе Невежкине Кевдо-Вершинской волости Чембарского уезда убит замечательный зверь, происхождение которого осталось неизвестным и до настоящего времени, хотя некоторые и утверждают, что это была рысь, а другие даже говорят, что это была обезьяна породы орангутангов. Но эти предположения, по-моему, так и остались предположениями, так как утвердительного никто сказать о нем ничего не мог. Известно только то, что такой зверь в здешней местности никогда не водился и даже случайно сюда не забегал. Прежде чем передать обстоятельства, при которых удалось убить этого зверя, я расскажу некоторые подробности о нем, как мне передавал об этом мой знакомый А. А. К-в.

     С начала самой весны настоящего 1877 г. крестьяне села Невежкина стали замечать, что «кто-то» ночью ходит по селу, забирается на задворки (род __ева, устраиваемого на огородах), куда на ночь загоняется скот, и душит овец. А так как невидимый посетитель наносит овцам необыкновенные раны, прокусывая только бок у животного и выпивая кровь, а мясо не ест, чего ни полк, ни собака не делает, то они при своем суеверии и заключили, что это ни что иное как оборотень или, иначе называя, ведьма. Пока крестьяне раздумывали, как помочь беде и избавиться от мнимой ведьмы, зверь продолжал свои ночные посещения и по-прежнему душил овец. Замечательно то, что других животных, как-то: лошадей, коров и свиней — он не трогал. Таким образом, тот зверь, по рассказам крестьян, передушил в селе до 200 штук овец.

     Один крестьянин решился во что бы то ни стало поймать и убить этого зверя и с этой целью стал по ночам караулить его на задворках в овечьем хлеве. Однажды, карауля гостя, он прилег и незаметно уснул. Чрез несколько времени слышит, что овцы бросились к одной стороне загороди, он сию минуту вскочил на ноги и, увидев пред собою зверя, бросился прямо на него с разными заклинаниями. Зверь, заметив его, бросился от него бежать и когда стал перелезать чрез изгородь, крестьянин схватил его поперек туловища, но тот рванулся от него так сильно, что последний не мог его удержать... и он скрылся. Во время этой борьбы зверь немного оцарапал крестьянину руку.

     На другой день крестьянин рассказывал своим соседям, что на звере шерсть длинная и что он похож на человека. Из этого рассказа крестьяне положительно убедились, что это ведьма, превратившаяся в какого-то зверя, чтобы губить овец. В этом их убеждало и то, что днем ее нигде и никто не видал. Сколько было говору про ведьму и представить нельзя, ибо таинственность этого зверя еще более действовала на воображение и без того суеверных крестьян. Так продолжалось до октября месяца.

     Вот наступил октябрь месяц и вместе с тем пришел конец похождениям мнимой ведьмы. Однажды ночью один из крестьян слышит необыкновенный лай собак по всей улице. Желая узнать причину такого неистового лая собак, он вышел на улицу и, о ужас, увидел ведьму, окруженную со всех сторон собаками, стал кричать на всю улицу, приговаривая: «Ведьма, ведьма». Скоро народ сбежался со всей улицы и увидел следующую сцену: собаки окружили зверя со всех сторон и не дают ему возможности убежать, держа его, будто в осаде. Зверь же, вероятно боясь быть растерзанным собаками, стал пятиться от них к народу, как бы ища у него защиты от собак. Этот маневр зверя окончательно уже убедил крестьян в том, что пред ни­ми ведьма, потому что будь это зверь, он скорей бы стал сторониться от народа, чем лезть к ним под ноги. Крестьяне, не долго думая, принялись бить его чем попало и, наконец, уложили наповал.

     Рассмотревши подробно убитого зверя, они очень удивились, что прежде такого никогда и нигде не видали и, бывши вполне уверены, что это оборотень, отрезали ему уши**, а самую ведьму повесили на ночь на ветлу, стоящую тут же пред домом одного крестьянина. Уши отрезали они не как трофеи своей победы, а ввиду того сообра­жения, что если ведьма с помощью нечистой силы уйдет ночью с ветлы, то на другой день стоит только осмотреть всех баб по селу и, которая из них окажется без ушей, та и есть ведьма. (По понятиям крестьян в ведьмы могут превращаться только одни женщины и преимущественно старухи). Но «ведьма» никуда не ушла и по-прежнему висела на ветле.

      На другой день весть о ночной победе над «ведьмою» разнеслась по всему селу и, естественно, взглянуть на эту диковину собиралось почти все село. Насмотревшись вдоволь на этого зверя и видя, что на «ведьме» шерсть-то хорошая, или, наконец, и действительно убедились, что это зверь, хотя и загадочный, сняли с него шкуру и отдали для выделки овчинки. Видевшие зверя передавали, что он длиною в рост человека. Шерсть на нем длинная черная. Но так как ее никто не видел из людей, понимающих в этом толк, поэтому до сих пор никто не знает, какой это был зверь; а жалко, что такой редкий зверь остался неизвестным. Но что это был зверь не местный и доселе здесь не виданный, в этом нет никакого сомнения. Но откуда он забежал в это село? Вот вопрос.

     Замечательно еще то обстоятельство, что подобный же зверь, по-видимому, есть еще в Невежкине. Предположение это подтверждается тем, что крестьяне передавали, что после уже того, как убили этого зверя, опять «кто-то» ходит на задворки, по уже на другом конце села, и точно также душит овец, как делал прежний убитый, т. е. прокусывая бок у овец и выпивая только кровь, но видеть его никому не приходилось. Если я услышу что-нибудь и об этом другом звере, то постараюсь сообщить о сем редакции «Губернских ведомостей».

С. С. СНАДИН.

* По дознанию на месте, зверь распарывал у овец живот между передними лопатками и выедал внутренности (Ред. «Пенз. губ. вед.»).

**   Как оказалось, у зверя отрезаны: уши, морда и ногти (Ред. «Пенз. губ. вед»).

 

Публикацию подготовил А. ДВОРЖАНСКИЙ

 

     ОТ РЕДАКЦИИ: Просим всех читателей, кому что-либо известно о подобных, а также других любопытных случаях из рассказов старожилов или собственных наблюдений, сообщить об этом в редакцию, которая найдет возможным опубликовать данный материал в одном из следующих наших выпусков.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 1 — 1991,
с. 13-14.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 52 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте