Люди искусства
ВЕЛИК ЛИ ТАТЛИН?
На последних днях ушедшего года (1990 г. — прим. админ.) тихо отошла сто пятая годовщина со дня рождения художника Владимира Евграфовича Татлина. Один из столпов русского художественного авангарда начала века все еще в тени нашего полупризнания, полузнания, полупонимания. Недавно казалось, что установившееся идеологическое торжество «социалистического реализма» навсегда уже погребло его имя. Но память учеников, друзей и даже врагов сохранила не только имя, значительность художника, но и его работы. Их просили на выставки, а они пылились в запасниках государственных музеев. Все было: возводились хульные напраслины и слагались благочестивые легенды, мнения разделялись так, что двери этих запасников красились то в белый цвет — и тогда говорили будто за ними свет истины, то в черный — и тогда из-под них несло серой и гарью ада. Пришло время, и работы стали показываться, правда, очень редко; они всегда привлекали к себе внимание публики, но, к сожалению, даже эти показы не разрешали спора: великий Татлин или нет. К тому же многие очень интересные произведения В. Татлина, важные для его понимания и объяснения, оказались, увы, навсегда утраченными; со-хранившиеся только в фотографиях и репродукциях, они создали тот эфемерный, предметно-неуловимый слой, на котором рождаются уже новые легенды, мифы и их взаиморазоблачения. Эта неомифология попросту замещает пока еще не написанную реальную историю искусства двадцатого столетия, а, главное, невыясненное место Татлина в ней. Пристальный интерес к нему поддерживается не только у нас, но и за рубежом, впрочем, их попытки интерпретировать творчество художника тоже страдают крайностями суждений с той лишь разницей, что, кроме оппозиций «божественное — богоборческое», «новаторское — традиционное», «профессиональное — дилетантское» — у нас, ими добавилось «тоталитарное — демократическое». Это показал Международный симпозиум «Татлин. Жизнь, творчество, суждения», прошедший в 1989 году в Дюссельдорфе. Были заслушаны мнения многих экспертов и историков искусства, однако каких-то обобщающих выводов, сближающих или разделяющих участников симпозиума, не прозвучало. Поэтому чуть позже родилась идея устроить самую полную выставку произведений художника, собранных со всего мира. Говорят, что это будет в 1992 году. В отличие от титанов отечественного авангарда В. Кандинского и К. Малевича, других художников, составивших плоть этого движения: А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой, А. Лентулова, братьев Весниных, Л. Лисицкого и др., выставки которых можно было осмотреть недавно за короткий период, — эта выставка В. Татлина будет, очевидно, завершать их парад. Да, Татлин сложен, а сложное требует постепенного подхода и сложного объяснения. Объяснения даже такого, казалось бы, обыкновенного биографического факта: как в провинциальной Пензе ученик местного художественного училища мог сложиться в художника мировой величины? А ведь он всегда считал Пензу своей творческой родиной. САМООПИСАНИЕ ЖИЗНИ Перед вами документ, вызывающий разноречивые чувства у исследователей жизни и творчества художника В. Татлина. Он обыкновенен, с точки зрения разряда самого документа, — просто казенная автобиография, подобная тем, что пишутся всеми нами до сих пор в канцеляриях различных учреждений, — и одновременно необыкновенен, ставящий в тупик своей упорной, нарочитой неточностью приводимых и нем дат. Автобиография была написана в 1929 году для ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских, г. Москва) еще нестарым человеком — Татлину тогда было 44 года, — не только никогда не страдавшим слабостью памяти, но, напротив, обладавшим ею в незаурядной степени. Он, например, знал огромное количество народных украинских дум, русских песен-былин, бродяжных, каторжных и разбойничьих песен, певшихся им под аккомпанемент бандуры, сделанной своими руками; он знал почти всего В. Хлебникова наизусть — поэта, сложного не только для понимания, но и для запоминания. Если ошибки автобиографии нельзя отнести к провалам памяти, то как можно объяснить их происхождение? Что это: «розыгрыш», зададимся вопросом, своего рода «ироническая мистификация»? Но ведь разносторонняя деятельность В. Татлина была тогда у всех на виду, и только разве какой-нибудь «чиновник от канцелярии» мог не знать важных событий, связанных с именем Татлина, даже недавних от 1929 года. Или же это своеобразная игра, черновик будущего Жизнеописания, в котором только немного «поправленная» дата смещает акценты в истории и выдвигает фигуру художника-новатора в вожди первооткрывателей и изобретателей нового искусства? «Мистифицированная Автобиография», как бы написанная для серии «Жизнь замечательных людей»? Что ж, и то, и другое, признаться, слишком похоже на Владимира Евграфовича. Впрочем, вопросы эти еще ждут своего разрешения, а потому и мы не станем торопиться с предположениями, хоть как-то проясняющими наше недоумение.
Итак, ознакомимся с автобиографией В. Татлина: «Родился в 1885 году (прим. 1). Отец инженер-технолог, мать поэтесса-народоволка, печаталась в журналах 80-х годов. Мать умерла, когда мне было 2 года. Отец умер, когда мне было 13 лет (прим. 2). 13-ти лет ушел из дома от мачехи и начал самостоятельную жизнь. 14-ти лет мальчиком еще в Одессе поступил на парусное судно юнгой и впервые был в заграничном плавании. С тех пор значительный период юношеских лет прошел на службе на различных судах Русского общества пароходства и торговли добровольного флота: «Евгения Ольденбурская» (пароход), «Мария» — парусник, Воронеж — на небольших парусных судах. Ходил в Сирию, Турцию, Грецию, Египет, в итальянские колонии (Триполи — Африканское). С раннего детства (с 7 лет) рисовал. В период плавания рисовал тоже, а в промежутках зимой работал в Москве в художественных мастерских (в частных) (прим. 3). В 1902 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, но через 2 года был исключен за неспособностью (прим. 4). В 1904 году поступил в Пензенское художественное училище, которое и кончил в 1909 году (прим. 5). Продолжал в летние периоды работать в частных мастерских в Москве. Ещё будучи учеником в художеств. училище, начал участвовать на художественных выставках в Москве (1909 год, «Золотое руно») и с 1910 года работы мои начали отмечаться газетами и журналами (прим. 6). Закончив художественное училище, продолжал учиться, а с 1911 года на Остоженке имел свою мастерскую, где было не более 3-4 человек молодежи, с которой я занимался живописью и рисованием (прим. 7). В 1913 году поехал в Париж, где продолжал совершенствоваться в частных мастерских. За 2 месяца до начала войны вернулся в Москву и продолжал работать и выставлять на выставках (прим. 8).
В 1915 году объединил молодых художников в группу, и мы устроили самостоятельную выставку футуристов «Магазин» (на Петровке, в Москве).(прим. 9). До революции имел общественную работу, организуя левых художников, и был председателем художников «левой федерации», которая влилась после в Союз живописцев, где я продолжал эту работу вплоть до раскола Союза живописцев. В 1917 году вел общественную работу, принимая участие в начале организации Союза работников искусства, вплоть до моей работы в Наркомпросе, а также в секции ИЗО Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1918 году в Наркомпросе организовал отдел ИЗО и музейный отдел и в этот тяжелый период, когда нелегко было собрать специалистов, всё же привлек их к работе и проработал с ними полтора года, будучи заведующим ИЗО и председателем коллегии. Параллельно в это время был приглашен профессором в ВХУТЕИН на металлическое отделение.
В 1920 году был приглашен в Ленинград в Академию художеств, где состоял профессором по кафедре-мастерским культуры материала 2,5 года (прим. 10). В этот период Наркомпрос поручил мне выполнение проекта материала формы в честь Коминтерна (прим. 11). В 1921 году эта работа была выполнена и демонстрировалась в Ленинграде в Академии художеств и в Москве в том же году в доме Союзов на съезде Советов (прим. 12). После, в 1925 году, модель Коминтерна была послана на международную выставку во Францию (Париж). Через печать и выставки эта работа приобрела большую известность как у нас в СССР, так и за границей — на Западе и Америке. С 1914 года работая над культурой материала и углубления ее. в 1922 году выработал образцы новой одежды на фабрике «Ленинградодежда», а также проводил работу в научно-техническом бюро указанного треста (прим. 13). Параллельно ведя пропаганду по новому быту — лекциями, демонстрировал на них образцы новой одежды среди пролетарской учащейся молодежи в различных советских вузах Ленинграда.
В 1923 году перевелся в Музей и после — Институт живописной культуры, где заведывал отделом материальной культуры. В 1925 году был приглашен в Киевский художественный институт, где пробыл 2 года, где занимал должность профессора и заведывал Теа-кино отделом. В 1927 году вызван в Москву ВХУТЕИНОМ на метал, дер. факультет, где веду отдел по культуре материала, где работаю и сейчас. Влияние моего искусства выражается в направлении конструктивистов, основоположником которых я и являюсь. Влияние на западе моего искусства — это в 21 году выступление дадаистов (знамя с лозунгом «машинное искусство Татлина», Берлин), а также Баугаус (Веймар и Десау). Работая в области материалов, все время ощущал большой недостаток в. средствах, так как эта область требует больших материальных затрат, чем краски и холст. Работы мои имеются во всех больших народных музеях и галереях Москвы, Ленинграда и провинции. Наиболее известные среди них следующие: 1912 г. — «Натурщица» (масло) — Русский музей, Ленинград. 1912 г. — «Натюр-морт» (масло) — Русский музей, Ленинград.
1912 г. — «Театральные рисунки» (темпера) — Третьяковская галерея, Москва. 1913 г. — «Матрос» (темпера) — Русский музей, Ленинград (прим. 14). 1913 г. — «Натюр-морт» (масло) — Третьяковская галерея, Москва. 1916 г. — «Доска № 1» (дерево и краска) — то же (прим. 15). 1914 г. — «Контр-рельеф» (металл и дерево) — то же (прим. 16). 1920 г. — «Материало-форма в честь Коминтерна» — Русский музей, Ленинград (прим. 17). ТАТЛИН». ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Родился 16 декабря (ст. ст.) 1885 года в Москве. 2. Точной даты смерти не установлено, по всей видимости, он умер в период между летом 1903 и маем 1904 года. 3. Упомянутый период, вероятно, длился в 1899 по 1901 год, т. е три навигации. Можно предположить, что активная работа в частных художественных мастерских Москвы (иконописной и декоративной) падает на зиму 1901-1902 годов — перед поступлением в Московское училище живописи, паяния и зодчества (МУЖВЗ), где, кроме обретения необходимых навыков художественного ремесла, Татлин зарабатывал себе на жизнь. 4. Осенью 1902 года поступает в 1 класс общеобразовательного отделения МУЖВЗ, откуда отчислен 30 апреля 1903 года «за неуспеваемость в понятиях и неодобрительное поведение». 5. Татлин учился в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова с 1905 по 1910 год. Так Пенза стала его творческой родиной. 6. На время летних каникул Татлин выезжал из Пензы «по месту постоянного жительства» в Москву, где занимался в студии у И. Машкова, там же (в Москве) он знакомиться с лидером художественной молодежи М. Ларионовым и становится членом его кружка. Вместе с ним летом 1908 года предпринимает поездку на юг России. Кроме Москвы, в период 1909-1910 годов, учится в студни Я. Ционглинского и Школе живописи и рисования художников М. Бернштейна и Л. Шервуда — в Петербурге. Участие Татлина на выставке 1909 г. «Золотое руно» в Москве не зафиксировано. Первое документально подтверждаемое участие Татлина в Международной художественной выставке «Салон 2-й» В. Издебского состоялось осенью 1910 года. 7. Период самообразования в кругу единомышленников. С лета 1912 до весны 1915 года Татлин арендует в Москве мастерскую (ул. Остоженка, 37), где в разное время с ним работали Л. и В. Веснины, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Грищенко, С. Лебедева, В. Лебедев, В. Ходасевич, бывал К. Малевич. 8. Татлин выехал на Русскую кустарную выставку в Берлин к 1 февраля 1914 года в качестве «живого экспоната» — слепца-бандуриста. На заработанные там деньги он проезжает в Париж, где посещает мастерские художников, в том числе и П. Пикассо. К началу апрели того же 1914 года Татлин был уже в Москве, а 10-14 мая 1914 года в своей мастерской на Остоженке открывает «Первую выставку живописных рельефов». За ней последовали: «Художники Москвы — жертвам войны»; 1-я футуристическая выставка картин «Трамвай В»; «Художницы — жертвам войны»; «Выставка живописи — 1915 год»; «Последняя футуристическая выставка 0-10» (все — 1914-1915 годов). 9. Футуристическая выставка «Магазин» была открыта в марте 1916 года. 10. Татлин переехал и Петроград в 1919 году, был профессором — руководителем «Мастерской материала, объема и конструкции» с 1 октября 1919 года до 1 октября 1921 года. 11. Поручение на проектирование и строительство «Памятника III Интернационалу» Татлин получил от коллегии ИЗО Наркомпроса накануне отъезда в Петроград, т. е в 1919 году. 12. Модель «Памятника» строилась с марта 1920 года в бывшей Мозаичной мастерской Академии Художеств; там же впоследствии она и демонстрировалась с 8 ноября по 19 декабря, а с конца декабря 1920 года — в Москве на выставке к VIII съезду Советов. 13. «Культура материалов» — творческий метод Татлина, укладывающийся в идеологию жизнестроительного искусства, разрабатывался им примерно с 1913 года. Основными произведениями этого метода можно считать «Памятник III Интернационалу», образцы нового быта: одежда, посуда, экономные печи, мебель (1923-1925); завершает эту линию работа над индивидуальным махолетом-орнитоптером «Летатлин» (1929-1932). 14. «Матрос. Автопортрет», написал в 1912 году. 15. Датируется 1917 годом. 16. Датируется 1917 годом. 17. Погибла во время блокады Ленинграда. Автобиография была написана, повторяю, в 1929 году и, конечно же, не могла вместить в себя последующие события значительной для искусства татлинской жизни. В ней вы не найдете их дат: начала и окончания строительства «Летатлина» (1929-1932); присвоения звания заслуженного деятеля искусств (1931) и последовавшей за этим персональной выставки (1932); работы в качестве театрального художника (с середины 1930-х голов); эвакуации с театром из столицы и гибели на фронте единственного сына (1943)... Затем уж до конца — одинокий, полузабытый, ищущий работы для существования художник... Не могла появиться в автобиографии и последняя запись: «Умер в Москве 31 мая 1953 года. Захоронен на Новодевичьем кладбище»... И только шесть человек, пришедших проститься с прахом. Нет. Жизнеописание художника Владимира Татлина еще пишется.Часть I
Часть II
Часть III
Примечания
Д. ДИМАКОВ.
Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 1 — 1991,
с. 6-8.
Популярное
Новое на сайте
Кто на сайте
Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии
- 11.03.2019 05:32
-
25.11.2015 11:15
Здравствуйте все! В "Краткой ...
-
27.09.2015 18:43
Благодарна за публикацию столь ...
-
05.09.2015 04:29
Плевицкая Надежда Васильевна ...
-
27.08.2015 12:44
Здравствуйте! Не могли бы ...
Подробнее...