Юбилеи
АФОРИЗМЫ И МЫСЛИОБ ИСТОРИИ
В. О. КЛЮЧЕВСКОГО
Василий Осипович Ключевский был не только вы-дающимся историком, непревзойденным лектором, собиравшим огромные аудитории. Обладая высоким красноречием, умел оттачивать свои мысли до таких вершин, что они превращались в блестящие афоризмы. Многие изречения Ключевского как никогда актуальны, о чем можете судить сами:
Это были деятели, самоуверенной ощупью искавшие выхода из потемков, в какие они погрузили себя самих и свой народ, чтобы закрыться от света, который дал бы возможность народу разглядеть, кто они такие.
* * *
Не знаю общества, которое терпеливее, не скажу доверчивее, относилось к правительству, как не знаю правительства, которое так сорило бы терпением общества, точно казенными деньгами.
* * *
При них был порядок не потому, что они его умели установить, а потому, что не сумели его разрушить.
* * *
Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удовлетворительно управляли, сказать своим управителям: «Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось». Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: «Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами…
* * *
У них нет совестливости, но страшно много обидчивости: они не стыдятся пакостить, но не выносят упрека в пакости.
* * *
Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшим своими свойствами.
* * *
Фактическая власть могла издавать распоряжения, носившие наружность и название законов.
* * *
Закон давал частные льготы и специальные классовые повинности, но не общие права и обязанности.
* * *
Весь государственный порядок — из недоразумений, превратившихся в предупреждения.
* * *
Служебное жалование превращается в государственную милостыню голодающим.
* * *
Когда нам плохо, плохое утешение думать, что другим ещё хуже.
* * *
В других обществах всякий живет, работая и частью проживая, частью наживая; в русском одни только наживаются, другие проживаются и никто не живет и не работает.
* * *
Русский ум всего ярче сказывается в глупостях.
* * *
В России развилась особая привычка к новым эрам в своей жизни, наклонность начинать новую жизнь с восходом солнца, забывая, что вчерашний день потонул под неизбежной тенью. Это предрассудок — все от недостатка исторического мышления, от пренебрежения к исторической закономерности.
* * *
Всё только намеки, наброски, идеи — как темные слухи откуда-то со стороны, учреждения без ясно установленных функций и компетенций, общественные классы без определительных очертаний.
* * *
Поколение спит на краю бездны; жаль, что оно исчезнет, не дав урока преемникам, — сорвется и разобьется раньше, чем проснется.
* * *
Современная мысль до того изогнулась и извертелась, что стала похожа на старую балетную плясунью, которая, приподняв подол, еще может выделывать замысловатые и непристойные фигуры, но ходить прямо, твердо и просто уже не в состоянии.
* * *
Все понятия об обществе, государстве, народе, семье сгнили к этом разгуле распущенности, безделья и произвола.
* * *
Мысль стала развязнее, не сделавшись деловитее.
* * *
Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.
* * *
В России все элементы культуры парниковые, казенные: все и даже анархия воспитано и разведено на казенный счет.
* * *
Он по-прежнему оставался туп к пониманию нужд народа. Но он стал более чуток к условиям своего международного положениям: он понял, что начинается игра не по карману. Предстояла роль нищего богача.
* * *
Чутье современности. Сколько прекрасных идеалов скомпро-ментировано вследствие недостатка сего чутья!
* * *
Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
* * *
Оки, эти завистливые преемники, не наследники, ждут не дождутся, когда скатятся с потемневшего неба их предшественники, как падающие звезды.
* * *
Молодость без молодых впечатлений; онанизированные преждевременными, непонятными им идеями, эти народные борцы потом станут заскорузлыми аферистами или казнокрадами.
* * *
Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.
* * *
Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
* * *
Чтобы образумились дети, должны умереть с голоду отцы.
* * *
Где нет тропы, надо часто оглядываться назад, чтобы прямо идти вперед.
* * *
Шаг вперед легче полушага назад — в гору. Не отступать и не забегать, идти ровным поступательным шагом.
* * *
Не будем спорить, пока идем; когда придем, пожмем друг другу руку и, может быть, найдем, что не о чем спорить.
Из книги: Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.
Публикацию подготовил А. Дворжанский.
Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 1 — 1991,
с. 4.
Популярное
Новое на сайте
Кто на сайте
Сейчас 178 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Комментарии
- 11.03.2019 05:32
-
25.11.2015 11:15
Здравствуйте все! В "Краткой ...
-
27.09.2015 18:43
Благодарна за публикацию столь ...
-
05.09.2015 04:29
Плевицкая Надежда Васильевна ...
-
27.08.2015 12:44
Здравствуйте! Не могли бы ...
Подробнее...