Печать
Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

 

      Юбилеи

     АФОРИЗМЫ И МЫСЛИОБ ИСТОРИИВасилий Осипович Ключевский. Фотография. 1909 г.
     В. О. КЛЮЧЕВСКОГО

     Василий Осипович Ключевский был не только вы-дающимся историком, непревзойденным лектором, собиравшим огромные аудитории. Обладая высоким красноречием, умел оттачивать свои мысли до таких вершин, что они превращались в блестящие афоризмы. Многие изречения Ключевского как никогда актуальны, о чем можете судить сами:

  

Это были деятели, самоуверенной ощупью искавшие выхода из потемков, в какие они погрузили себя самих и свой народ, чтобы закрыться от света, который дал бы возможность народу разглядеть, кто они такие.

 *   *   *

Не знаю общества, которое терпеливее, не скажу доверчивее, относилось к правительству, как не знаю правительства, которое так сорило бы терпением общества, точно казенными деньгами.

*   *   *

При них был порядок не потому, что они его умели установить, а потому, что не сумели его разрушить.

*   *   *

Всякое общество вправе требовать от власти, чтобы им удов­летворительно управляли, сказать своим управителям: «Правьте нами так, чтобы нам удобно жилось». Но бюрократия думает обыкновенно иначе и расположена отвечать на такое требование: «Нет, вы живите так, чтобы нам удобно было управлять вами, и даже платите нам хорошее жалованье, чтобы нам весело было управлять вами; если же вы чувствуете себя неловко, то в этом виноваты вы, а не мы, потому что не умеете приспособиться к нашему управлению и потому что ваши потребности несовместимы с образом правления, которому мы служим органами…

*   *   *

У них нет совестливости, но страшно много обидчивости: они не стыдятся пакостить, но не выносят упрека в пакости.

*   *   *

Государству служат худшие люди, а лучшие — только худшим своими свойствами.

*   *   *

Фактическая власть могла издавать распоряжения, носившие наружность и название законов.

*   *   *

Закон давал частные льготы и специальные классовые повинности, но не общие права и обязанности.

*   *   *

Весь государственный порядок — из недоразумений, превратившихся в предупреждения.

*   *   *

Служебное жалование превращается в государственную милостыню голодающим.

*   *   *

Когда нам плохо, плохое утешение думать, что другим ещё хуже.

*   *   *

В других обществах всякий живет, работая и частью проживая, частью наживая; в русском одни только наживаются, другие проживаются и никто не живет и не работает.

*   *   *

Русский ум всего ярче сказывается в глупостях.

*   *   *

В России развилась особая привычка к новым эрам в своей жизни, наклонность начинать новую жизнь с восходом солнца, забывая, что вчерашний день потонул под неизбежной тенью. Это предрассудок — все от недостатка исторического мышления, от пренебрежения к исторической закономерности.

*   *   *

Всё только намеки, наброски, идеи — как темные слухи откуда-то со стороны, учреждения без ясно установленных функций и компетенций, общественные классы без определительных очер­таний.

*   *   *

Поколение спит на краю бездны; жаль, что оно исчезнет, не дав урока преемникам, — сорвется и разобьется раньше, чем проснется.

*   *   *

Современная мысль до того изогнулась и извертелась, что стала похожа на старую балетную плясунью, которая, приподняв подол, еще может выделывать замысловатые и непристойные фигуры, но ходить прямо, твердо и просто уже не в состоянии.

*   *   *

Все понятия об обществе, государстве, народе, семье сгнили к этом разгуле распущенности, безделья и произвола.

*   *   *

Мысль стала развязнее, не сделавшись деловитее.

*   *   *

Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.

*   *   *

В России все элементы культуры парниковые, казенные: все и даже анархия воспитано и разведено на казенный счет.

*   *   *

Он по-прежнему оставался туп к пониманию нужд народа. Но он стал более чуток к условиям своего международного положениям: он понял, что начинается игра не по карману. Предстояла роль нищего богача.

*   *   *

Чутье современности. Сколько прекрасных идеалов   скомпро-ментировано вследствие недостатка сего чутья!

*   *   *

Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.

*   *   *

Оки, эти завистливые преемники, не наследники, ждут не дождутся, когда скатятся с потемневшего неба их предшественники, как падающие звезды.

*   *   *

Молодость без молодых впечатлений; онанизированные преж­девременными, непонятными им идеями, эти народные борцы потом станут заскорузлыми аферистами или казнокрадами.

*   *   *

Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.

*   *   *

Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.

*   *   *

Чтобы образумились дети, должны умереть с голоду отцы.

*   *   *

Где нет тропы, надо часто оглядываться назад, чтобы прямо идти вперед.

*   *   *

Шаг вперед легче полушага назад — в гору. Не отступать и не забегать, идти ровным поступательным шагом.

*   *   *

Не будем спорить, пока идем; когда придем, пожмем друг другу руку и, может быть, найдем, что не о чем спорить.

 

Из книги: Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968.

Публикацию подготовил А. Дворжанский.

 

 Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 1 — 1991,
с. 4.

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Кто на сайте

Сейчас 57 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте