Печать

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 

Пензенские обители

     СТОЯЛ НА ТРАКТЕ МОНАСТЫРЬ

Фрагмент карты губерний Казанской, Вятской, Пермской, Нижегородской, Симбирской, Пензенской и С. части Оренбургской из Подробного атласа Росийской империи, С. Петербург, 1860 г     Проезжая по трассе Москва-Челябинск, мимо Мокшана, можно видеть недалеко от сторожевой башни, что установлена на оборонительном валу, некогда защищавшем подступы к городу, группу старых кирпичных построек, по своим размерам и архитектуре вроде бы более подходящих для улиц бывшего уездного центра, чем для его окраины. Сейчас в них располагаются Мокшанское профтехучилище-интернат и детдом, а раньше здесь был Казанский женский общежительный монастырь, краткую историю которого предлагаем вашему вниманию.

     В 1857 году жена мокшанского купца Мария Абрамовна Барсукова решила направить свои благодеяния на устройство под Мокшаном женской общины, предложив нескольким девицам поселиться в принадлежащей: ей келье, расположенной на юго-восточной окраине города, у ветряных мельниц. Вскоре, однако, она перенесла келью на более удобное место — по другую сторону Мокшана, туда, где находилось городское кладбище.

     Согласно преданию на этом месте еще в 1700 году был основан мужской монастырь, в 1764 году упраздненный. Монастырская деревянная церковь была обращена в кладбищенскую, а в 1853 году на ее месте построили каменный храм во имя Казанской Божией Матери, который и стал первоначальным храмом официально утвержденной в 1861 году женской общишы, дав ей свое название.

     ...Бывает, что добрые дела совершаются людьми, не имеющими к тому внутренней потребности, а делают они их в исполнение какого-либо зарока, данного в порыве нахлынувших чувств. При этом со­вершившие благодеяние наделяют себя нередко особыми правами в отношении подопечных, превра­щаясь для них со временем из благодетелей в деспотов, отравляющих жизнь.

     Так, видно, случилось и с М. Д. Барсуковой, поселившейся в открытой по её ходатайству общине. Уже вскоре она стала вмешиваться в жизнь общины, что вынудило настоятельницу Татьяну Пономареву в 1864 году обратиться к епископу Пензенскому и Саранскому Антонию с жалобой, в которой говорилось о том, что Барсукова

«производит в той общине настроения, входя в начальственные по общине распоряжения, отменяя или послушания, указанные настоятельницею послушницам, или же работы мастеровым людям но постройкам; с сестрами живет не мирно, давая им разные прозвища, бранится постоянно со всеми, послушниц, данных в услужение, сверх брани выгоняет из кельи, по входе в церковь передвигает столики, с места на место, переставляет иконы, нередко замечает громко то, что священник служить не умеет, не так руки при воздаянии подымает, не так возгласы сказывает».

В результате, по распоряжению пензенского губернатора, Марья Барсукова была удалена из общины в Мокшан — в дом своего мужа купца Никонора Осиповича Барсукова...

     В 1881 году общину переименовали в Казанский женский общежительный монастырь третьего класса. Территория его, площадью 3 десятины* 2090 кв. саженей* имела форму неправильного четы­рехугольника, границами которого служили: с северо-востока — река Мокша, с юго-запада — большая дорога из Мокшана в Нижний Ломов (ныне автотрасса Москва-Челябинск), с юго-востока — ярмарочная площадь и с северо-запада — городское кладбище.

Проект храма во имя Живоначальной Троицы. Утвержден в 1865 году. Копия проекта фасада. Графическое воспроизведение арх. Н. Кутыревой. Публикуется впервые.     Такое удобное местоположение привлекало в монастырь массу богомолок, а расположенная рядом ярмарка позволяла без особого труда сбывать сестрам свое рукоделие, что обеспечивало стабильное поступление в казну денег. Но главным источником дохода являлась хозяйственная деятельность — на землях, общей площадью 893 десятины 2039 кв. саженей, пожертвованных монастырю при деревнях Сутуловке и Слепцовке, селе Сумарокове и сельце Елизине Мокшанского уезда.

     Монастырь заметно богател, что позволяло вести активное строительство как на территории самого монастыря, так и на его хуторах. Собственно говоря, строительство здесь не прекращалось до первой мировой войны, и к 1914 году на оживленном тракте окончательно сформировался во всей красе ансамбль Казанского женского монастыря, большинство главных зданий которого были кирпичными.

     В центре территории, обнесенной с трех сторон (с четвертой была река) каменной оградой, возвышался пятиглавый соборный храм во имя Живоначальной Троицы, сооружение которого закончилось в 1883 году.

     Слева (к северо-западу) от него находилась первоначальная монастырская церковь с колокольней — во имя Казанской Божией Матери, расширенная в 1872 и 1885 годах, с пристроенным к ней больничным корпусом с просфорией и кельей ктиторши*.

     По другую сторону собора находился двухэтажный трапезный корпус, построенный в 1868 году,— самое старое из сохранившихся до настоящего времени зданий, в котором также размещались келарня* и училище-приют для девочек.

Главный корпус Трапезный корпус Корпус привратниц

      Рядом с ним, в южном углу ограды, на месте угловой башни, в 1895 году был построен огромный трехэтажный жилой корпус с мастерскими для иконописной, позолотной и чеканной работ. За ним находился небольшой двухэтажный корпус привратниц*.

     В западном углу ограды располагалась жилая башня, к юго-востоку от которой в стену была встроена келья, по-видимому, та самая, где проживала основательница монастыря М. А. Барсукова.

     Во второй линии построек своей архитектурой и размерами выделя­лся двухэтажный образной корпус. построенный в 1914 голу вместо деревянного. К нему примыкала более старая постройки — хлебопекарня, сооруженная и 1886 году. 

Келья Образной корпус Хлебопекарня (слева) и квасоварня (справа)

   Далее, слева направо, шли: игуменный корпус и два корпуса для сестер, возведенные в начале 1870-х годов. В северо-восточном углу территории монастыря, отведенной под строительство, находился конный двор. Между зданиями, также вне стен монастыря были разбросаны многочисленные хозяйственные постройки: амбары, сараи, погреба, ледники, кладовки, хлева, бани, прачечные, летняя квасоварня и второстепенные жилые постройки. Примерно половину монастырской территории занимал фруктовый сад, доходивший до реки Мокши.

Квасоварня Вид на трапезный корпус со стороны трассы

     Естественно, что увеличилось население монастыря. В 1913 году в нем находились игуменья*, две схимонахини*, 97 монахинь и 327 послушниц* (из них — 80 указных, а 247 живущих на испытании).

     В 1890-1892 гг. напротив монастыря, через дорогу, были построены гостиный двор и дома для церковного причта — двух священников и диакона, а в 1915 году близ гостиного двора — новое здание школы. Сейчас ничто уже не напоминает о некогда существовавших здесь зданиях.

     Утрачено и много зданий, располагавшихся в стенах монастыря, также, как, впрочем, и сами стены. Особенно большой потерей следует считать утрату обоих храмов, без которых ансамбль монастыря фактически распался, превратившись лишь в «группу старых построек», которые можно видеть на приведенных здесь фотографиях.

     Трудно ожидать, чтобы в обозримом будущем началось восстановление первоначального облика монастыря, который по своему положению мог бы стать украшением трассы союзного значения. Но запретить на его территории новое строительство просто необходимо. Было бы только кому...

А. ДВОРЖАНСКИЙ.
Фото автора (1987 г.).

 

     ПРИМЕЧАНИЕ

     При написании статьи использованы следующие документы Государственного архива Пензенской области: ф. 130, оп. 1, д. 160, 165, 169; ф. 5, оп. 1, д. 4435.

     Десятина — 2400 кв. сажени;

     Cажень — 213,36 см;

     Ктитор — староста;

     Келарня — помещение келаря (помощника настоятеля, заведующего мир-скими делами);

     Привратник — сторож на дворе, у ворот;

     Игуменья — настоятельница монастыря;

     Схимонахиня — прошедшая обряд вторичного пострижения, налагающий особо строгие правила или обеты (например, обет молчания);

     Послушница — проходящая предварительные испытания в монастыре.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 2 — 1991,
с. 8-10.