Печать

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

    

Хроника культурной жизни

     КАПИТАЛ ИМЕНИ САВИЦКОГО

Константин Аполлонович Савицкий, первый директор Пензенского художественного училища.     В эти дни мы отмечаем годовщину рождения академика живописи Константина Аполлоновича Савицкого*. Он был первым директором Пензенского художественного училища и его становлению отдал все свои жизненные силы и опыт. При Савицком училище скоро получило известность, в него ехали учиться живописи, скульптуре и прикладному искусству со всей России, при нем обрело свое лицо. Причинами тому были авторитетность видного художника-реалиста, притягательность личности Константина Аполлоновича: именно он сумел подобрать педагогический коллектив единомышленников, многие из которых работали в училище несколько десятилетий, он же, найдя поддержку в лице Императорской Академии художеств, задал учебному процессу необходимую целостность и направленность в подготовке художников-профессионалов. Неполные семь лет его_руководства училищем, до кончины 31 января (ст. ст.) 1905 года, оставили яркий след в истории развития художественной культуры края. «Эпоха Савицкого» является своего рода эталоном правильного и разумного наставления художников. Понимание этого доступно не только нам, людям, отдаленным от того времени многими годами, но осознавалось и его современниками, старавшимися сохранить в душах учеников память о К. А. Савицком. Об одном из таких первых начинаний хочется рассказать.

     В Государственном архиве Пензенской области, фонде Художественного училища хранится «Дело об основания капитала имени академика живописи К. А. Савицкого» (ГАПО, ф. 120, оп. 1, д. 216-а). Сама по себе такая форма благодарения и воздаяния памяти была достаточно типична для России тех лет: во многих учебных заведениях существовали именные стипендии и пособия бедным, неимущим, одаренным ученикам, переданные или пожертвованные туда состоятельными меценатами. Отличие «Капитала имени Савицкого» от других, ему подобных, состояло уже в том, что он не был завещан самим Константином Аполлоновичем (у него никогда не было свободных капиталов), а собирался по подписке среди людей, знавших и помнивших; его. Уже вскоре после кончины,

«желая почтить память покойного директора К. А. Савицкого, учебный комитет Пензенского художественного училища 20 сентября 1905 года постановил: образовать фонд имени покойного путем добровольных пожертвований с тем, чтобы проценты с собранного капитала пошли на стипендию одному из учеников художественного училища».

    К 24 марта 1908 года «между сослуживцами покойного и учениками» было собрано 201 руб. 71 коп. — вот с этой суммы по подписному листу, где по рублю, а где и более, начал сбор средств на основание фонда имени К. А. Савицкого один из его бывших учеников Василий Шерсто­битов. Сбор продолжался до 1 июля 1910 года и составил капитал в 475 руб. 50 коп.

     На подписном листе оставили свои автографы многие как лично знавшие Савицкого, так и почитатели его таланта, простые и именитые пензяки, среди них: И. Сивохин — городской голова и член попечительного совета училища, Н. Щепетильников — врач, купцы Фридланд, Фалин, Барсуков, О. Гельпей, П. Кузнецов, фотографы А. Вакуленко, Б. Вальдман, Е. Хоршев, Торговый дом В. Вярьвильского с сыновьями, Торговый дом наследника И. Трошева, Борис Гуль — нотариус, В. Бартмер — владелец аптеки, епископ Пензенский Митрофан, И. Кошко — губернатор, учителя пензенских гимназий Гильдебранд, Токарев, Н. Беляев, П. Булдырская, Б. Ризник, В. Плигал, актеры Роберт и Рафаил Адельгеймы, М. Главянская. Интересно, что сбор по подписке проводился не только в Пензе и Самарской губернии, откуда родом был В. Шерстобитов, но и в Петербурге, в Академии художеств, там жертвователями были: Ф. Горностаев — профессор; академик архитектуры, Н. Глоба — живописец, директор Строгановского училища, И. Цветков — коллекционер искусства, И. Остроухов — коллекционер и живописец, В. Лобойков — конференц-секретарь Академии художеств, А. Киселев — пейзажист, В. Маковский — ректор Академия художеств, живописец, П. Чистяков — профессор Академии художеств, Л. Бенуа — почетный член Академии художеств, Г. Залеман — академик скульптуры, живописцы-пейзажисты Е. Волков и А. Куинджи, И. Фомин — академик архитектуры, М. Чижов — скульптор, граф Д. Толстой — вице-президент Академии художеств, а также два члена Государственной думы третьего созыва: С. Андронов и Н. Евстифеев. Среди желавших участвовать в основании фонда имени К. А. Савицкого были известный гравер В. Матэ и скульптор В. Беклемишев, очевидно, только по неимению средств не внесшие деньги. Всего же, без педагогов и учеников училища, участвовало в этом благотворительном движении 96 человек. В декабре 1912 года была сделана первая выплата за право учения Евгения Шильниковского (обучение было платным), за ней последовали — за Ивана Давидова, Василия Мордовина, Андрея Стрельникова, Виктора Захватова. В декабре 1917 года по Декрету о национализации всех частных банков и капиталов фонд имени К. А. Савицкого был ликвидирован, в стране началась другая жизнь.

Д. ДИМАКОВ.

     * Родился 25 мая (6 июня) 1844 г.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 2 – 1991г.,
с. 7.