Печать

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

     Люди искусства

     ВЕЛИК ЛИ ТАТЛИН?

 

Часть I


     На последних днях ушедшего года (1990 г. — прим. админ.) тихо отошла сто пятая годовщина со дня рождения художника Владимира Евграфовича Татлина. Один из столпов русского художественного авангарда начала века все еще в тени нашего полупризнания, полузнания, полупонимания. Недавно казалось, что установившееся идеологическое торжество «социалистического реализма» навсегда уже погребло его имя. Но память учеников, друзей и даже врагов сохранила не только имя, значительность художника, но и его работы. Их просили на выставки, а они пылились в запасниках государственных музеев. Все было: возводились хульные напраслины и слагались благочестивые легенды, мнения разделялись так, что двери этих за­пасников красились то в белый цвет — и тогда говорили будто за ними свет истины, то в черный — и тогда из-под них несло серой и гарью ада.

     Пришло время, и работы стали показываться, правда, очень редко; они всегда привлекали к себе внимание публики, но, к сожалению, даже эти показы не разрешали спора: великий Татлин или нет. К тому же многие очень интересные произведения В. Татлина, важные для его понимания и объяснения, оказались, Фотомонтаж Д. Димакова.увы, навсегда утраченными; со-хранившиеся только в фотографиях и репродукциях, они создали тот эфемерный, предметно-неуловимый слой, на котором рождаются уже новые легенды, мифы и их взаиморазоблачения. Эта неомифология попросту замещает пока еще не написанную реальную историю искусства двадцатого столетия, а, главное, невыясненное место Татлина в ней. Пристальный интерес к нему поддерживается не только у нас, но и за рубежом, впрочем, их попытки интерпретировать творчество художника тоже страдают   крайностями суждений с той лишь разницей, что, кроме оппозиций «божественное — богоборческое», «новаторское — традиционное», «профессиональное — дилетантское» — у нас, ими добавилось   «тоталитарное — демократическое». Это показал Международный  симпозиум «Татлин. Жизнь, творчество, суждения», прошедший в 1989 году в Дюссельдорфе. Были заслушаны мнения многих экспертов и историков искусства, однако каких-то обобщающих выводов, сближающих или разделяющих участников симпозиума, не прозвучало. Поэтому чуть позже родилась идея устроить самую полную выставку произведений художника, собранных со всего мира.   Говорят, что это будет в 1992 году. В отличие от титанов отечественного авангарда В. Кандинского и К. Малевича, других художников, составивших плоть этого движения: А. Родченко, В. Степановой, Л. Поповой, А. Лентулова, братьев    Весниных, Л. Лисицкого и др., выставки которых можно было осмотреть недавно за короткий период, — эта выставка В. Татлина будет, очевидно, завершать их парад.

     Да, Татлин сложен, а сложное требует постепенного подхода и сложного объяснения. Объяснения даже такого, казалось бы, обыкновенного биографического факта: как в провинциальной Пензе ученик местного художественного училища мог сложиться в художника мировой величины? А ведь он всегда считал Пензу своей творческой родиной.

Часть II

     САМООПИСАНИЕ ЖИЗНИ

     Перед вами документ, вызывающий разноречивые чувства у исследователей жизни и творчества художника В. Татлина. Он обыкновенен, с точки зрения разряда самого документа, — просто казенная автобиография, подобная тем, что пишутся всеми нами до сих пор в канцеляриях различных учреждений, — и одновременно необыкновенен, ставящий в тупик своей упорной, нарочитой неточностью приводимых и нем дат.

Фотомонтаж Д. Димакова.     Автобиография была написана в 1929 году для ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских, г. Москва) еще нестарым человеком — Татлину тогда было 44 года, — не только никогда не страдавшим слабостью памяти, но, напротив, обладавшим ею в незаурядной степени. Он, например, знал огромное количество народных украинских дум, русских песен-былин, бродяжных, каторжных и разбойничьих песен, певшихся им под аккомпанемент бандуры, сделанной своими руками; он знал почти всего В. Хлебникова наизусть — поэта, сложного не только для понимания, но и для запоминания. Если ошибки автобиографии нельзя отнести к провалам памяти, то как можно объяснить их происхождение?

     Что это: «розыгрыш», зададимся вопросом, своего рода «ироническая мистификация»? Но ведь разносторонняя деятельность В. Татлина была тогда у всех на виду, и только разве какой-нибудь «чиновник от канцелярии» мог не знать важных событий, связанных с именем Татлина, даже недавних от 1929 года. Или же это своеобразная игра, черновик будущего Жизнеописания, в котором только немного «поправленная» дата смещает акценты в истории и выдвигает фигуру художника-новатора в вожди первооткрывателей и изобретателей нового искусства? «Мистифицированная Автобиография», как бы написанная для серии «Жизнь замечательных людей»?

     Что ж, и то, и другое, признаться, слишком похоже на Владимира Евграфовича. Впрочем, вопросы эти еще ждут своего разрешения, а потому и мы не станем торопиться с предположениями, хоть как-то проясняющими наше недоумение.

Татлин В. Е. «Продавец рыб» 1911 г. Холст, клеевая краска. 99x77 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.Татлин В. Е.«Натурщица». 1913 г. Холст, масло. 143x108 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Часть III

     Итак, ознакомимся с автобиографией В. Татлина:

      «Родился в 1885 году (прим. 1).

     Отец инженер-технолог, мать поэтесса-народоволка, печаталась в журналах 80-х годов. Мать умерла, когда мне было 2 года. Отец умер, когда мне было 13 лет (прим. 2). 13-ти лет ушел из дома от мачехи и начал самостоятельную жизнь.

     14-ти лет мальчиком еще в Одессе поступил на парусное судно юнгой и впервые был в заграничном плавании.

     С тех пор значительный период юношеских лет прошел на службе на различных судах Русского общества пароходства и торговли добровольного флота: «Евгения Ольденбурская» (пароход), «Мария» — парусник, Воронеж — на небольших парусных судах. Ходил в Сирию, Турцию, Грецию, Египет, в итальянские колонии (Триполи — Африканское).

     С раннего детства (с 7 лет) рисовал. В период плавания рисовал тоже, а в промежутках зимой работал в Москве в художественных мастерских (в частных) (прим. 3).

     В 1902 году поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, но через 2 года был исключен за неспособностью (прим. 4).

     В 1904 году поступил в Пензенское художественное училище, которое и кончил в 1909 году (прим. 5).

     Продолжал в летние периоды работать в частных мастерских в Москве. Ещё будучи учеником в художеств. училище, начал участвовать на художественных выставках в Москве (1909 год, «Золотое руно») и с 1910 года работы мои начали отмечаться газетами и журналами (прим. 6).

     Закончив художественное училище, продолжал учиться, а с 1911 года на Остоженке имел свою мастерскую, где было не более 3-4 человек молодежи, с которой я занимался живописью и рисованием (прим. 7).

     В 1913 году поехал в Париж, где продолжал совершенствоваться в частных мастерских. За 2 месяца до начала войны вернулся в Москву и продолжал работать и выставлять на выставках (прим. 8).

bashniaТатлин В. Е. «Модель памятника III Интернационала» 1919-20 г.

     В 1915 году объединил молодых художников в группу, и мы устроили самостоятельную выставку футуристов «Магазин» (на Петровке, в Москве).(прим. 9).

     До революции имел общественную работу, организуя левых художников, и был председателем художников «левой федерации», которая влилась после в Союз живописцев, где я продолжал эту работу вплоть до раскола Союза живописцев.

     В 1917 году вел общественную работу, принимая участие в начале организации Союза работников искусства, вплоть до моей работы в Наркомпросе, а также в секции ИЗО Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

     В 1918 году в Наркомпросе организовал отдел ИЗО и музейный от­дел и в этот тяжелый период, когда нелегко было собрать специалистов, всё же привлек их к работе и проработал с ними полтора года, будучи заведующим ИЗО и председателем коллегии.

    Параллельно в это время был приглашен профессором в ВХУТЕИН на металлическое отделение.

model povednevnego kostuma 19231924Татлин В. Е. Модель повседневного костюма. 1923–1924 гг.

     В 1920 году был приглашен в Ленинград в Академию художеств, где состоял профессором по кафедре-мастерским культуры материала 2,5 года (прим. 10).

     В этот период Наркомпрос поручил мне выполнение проекта материала формы в честь Коминтерна (прим. 11).

     В 1921 году эта работа была выполнена и демонстрировалась в Ле­нинграде в Академии художеств и в Москве в том же году в доме Союзов на съезде Советов (прим. 12).

     После, в 1925 году, модель Коминтерна была послана на международную выставку во Францию (Париж). Через печать и выставки эта работа приобрела большую известность как у нас в СССР, так и за границей — на Западе и Америке.

     С 1914 года работая над культурой материала и углубления ее. в 1922 году выработал образцы новой одежды на фабрике «Ленинградодежда», а также проводил работу в научно-техническом бюро указанного треста (прим. 13).

     Параллельно ведя пропаганду по новому быту — лекциями, демонстрировал на них образцы новой одежды среди пролетарской учащейся молодежи в различных советских вузах Ленинграда.

doska 1Татлин В. Е. Доска № 1. 1917 г.

     В 1923 году перевелся в Музей и после — Институт живописной культуры, где заведывал отделом материальной культуры.

     В 1925 году был приглашен в Киевский художественный институт, где пробыл 2 года, где занимал должность профессора и заведывал Теа-кино отделом.

     В 1927 году вызван в Москву ВХУТЕИНОМ на метал, дер. факультет, где веду отдел по культуре материала, где работаю и сейчас.

     Влияние моего искусства выражается в направлении конструктивистов, основоположником которых я и являюсь.

     Влияние на западе моего искусства — это в 21 году выступление дадаистов (знамя с лозунгом «машинное искусство Татлина», Берлин), а также Баугаус (Веймар и Десау).

     Работая в области материалов, все время ощущал большой недостаток в. средствах, так как эта область требует больших материальных затрат, чем краски и холст.

     Работы мои имеются во всех больших народных музеях и галереях Москвы, Ленинграда и провинции.

     Наиболее известные среди них следующие:

     1912 г.«Натурщица» (масло) — Русский музей, Ленинград.

     1912 г.«Натюр-морт» (масло) — Русский музей, Ленинград.

matrosТатлин В.Е. «Матрос. Автопортрет».

  1912 г.«Театральные рисунки» (темпера) — Третьяковская галерея, Москва.

     1913 г.«Матрос» (темпера) — Русский музей, Ленинград (прим. 14).

     1913 г.«Натюр-морт» (масло) — Третьяковская галерея, Москва.

     1916 г.«Доска № 1» (дерево и краска) — то же (прим. 15).

     1914 г.«Контр-рельеф»   (металл и дерево) — то же (прим. 16).

     1920 г.«Материало-форма в честь Коминтерна» — Русский музей, Ленинград (прим. 17).

ТАТЛИН».

Примечания

 

     ПРИМЕЧАНИЯ:

     1. Родился   16 декабря (ст.   ст.) 1885 года в Москве.

     2. Точной даты смерти не установлено, по всей видимости, он умер в период между летом 1903 и маем 1904 года.

     3. Упомянутый   период,   вероятно, длился в 1899 по 1901 год, т. е три навигации. Можно предположить, что активная работа в частных   художественных мастерских Москвы (иконописной  и декоративной) падает на зиму 1901-1902 годов — перед поступлением в Московское училище живописи, паяния и зодчества (МУЖВЗ), где, кроме   обретения необходимых навыков художественного ремесла, Татлин зарабатывал себе на жизнь.

     4. Осенью 1902 года поступает в 1 класс общеобразовательного отделения МУЖВЗ, откуда отчислен 30 апреля 1903 года «за неуспеваемость в понятиях и неодобрительное поведение».

     5. Татлин учился в Пензенском художественном училище им. Н. Д. Селиверстова с 1905 по 1910 год. Так Пенза стала его творческой родиной.

     6. На время летних каникул Татлин выезжал из Пензы «по месту постоянного жительства» в Москву, где занимался в студии у И. Машкова, там же (в Москве) он знакомиться с лидером художественной молодежи М. Ларионовым и становится членом его кружка. Вместе с ним летом 1908 года предпринимает поездку на юг России. Кроме Москвы, в период 1909-1910 годов, учится в студни Я. Ционглинского и Школе живописи и рисования художников М. Бернштейна и Л. Шервуда — в Петербурге. Участие Татлина на выставке 1909 г. «Золотое руно» в Москве не зафиксировано. Первое документально подтверждаемое участие Татлина в Международной художественной выставке «Салон 2-й» В. Издебского состоялось осенью 1910 года.

     7. Период самообразования в кругу единомышленников. С лета 1912 до весны 1915 года Татлин арендует в Москве мастерскую (ул. Остоженка, 37), где в разное время с ним работали Л. и В. Веснины, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Грищенко, С. Лебедева, В. Лебедев, В. Ходасевич, бывал К. Малевич.

     8. Татлин выехал на Русскую кустарную выставку в Берлин к 1 февраля 1914 года в качестве «живого экспоната» — слепца-бандуриста. На заработанные там деньги он проезжает в Париж, где посещает мастерские художников, в том числе и П. Пикассо. К началу апрели того же 1914 года Татлин был уже в Москве, а 10-14 мая 1914 года в своей мастерской на Остоженке открывает «Первую выставку живописных рельефов». За ней последовали: «Художники Москвы — жертвам войны»; 1-я футуристи­ческая выставка картин «Трамвай В»; «Художницы — жертвам войны»; «Выставка живописи — 1915 год»; «Последняя футуристическая выставка 0-10» (все — 1914-1915 годов).

     9. Футуристическая выставка «Магазин» была открыта в марте 1916 года.

     10. Татлин переехал и Петроград в 1919 году, был профессором — руководителем «Мастерской материала, объема и конструкции» с 1 октября 1919 года до 1 октября 1921 года.

     11. Поручение на проектирование и строительство «Памятника III Интернационалу» Татлин получил от коллегии ИЗО Наркомпроса накануне отъезда в   Петроград, т. е в 1919 году.

     12. Модель «Памятника» строилась с марта 1920 года в бывшей Мозаичной мастерской Академии Художеств; там же впоследствии она и демонстрировалась с 8 ноября по 19 декабря, а с конца декабря 1920 года — в Москве на выставке к VIII съезду Советов.

     13. «Культура материалов» — творческий метод Татлина, укладывающийся в идеологию жизнестроительного искусства, разрабатывался им примерно с 1913 года. Основными произведениями этого метода можно считать «Памятник III Интернационалу», образцы нового быта: одежда, посуда, экономные печи, мебель (1923-1925); завершает эту линию работа над индивидуальным махолетом-орнитоптером «Летатлин» (1929-1932).

     14. «Матрос. Автопортрет», написал в 1912 году.

     15. Датируется 1917 годом.

     16. Датируется 1917 годом.

     17. Погибла во время блокады Ленинграда.

 

 

    Автобиография была написана, повторяю, в 1929 году и, конечно же, не могла вместить в себя последующие события значительной для искусства татлинской жизни. В ней вы не найдете их дат: начала и окончания строительства «Летатлина» (1929-1932); присвоения звания заслуженного деятеля искусств (1931) и последовавшей за этим персональной выставки (1932); работы в качестве театрального художника (с середины 1930-х голов); эвакуации с театром из столицы и гибели на фронте единственного сына (1943)... Затем уж до конца — одинокий, по­лузабытый, ищущий работы для существования художник... Не могла появиться в автобиографии и последняя запись: «Умер в Москве 31 мая 1953 года. Захоронен на Новодевичьем кладбище»... И только шесть человек, пришедших проститься с прахом. Нет. Жизнеописание художника Владимира Татлина еще пишется.

 

Д. ДИМАКОВ.

 

Опубликовано: «Пензенский временник любителей старины», № 1 — 1991,
с. 6-8.