Печать

Рейтинг:  5 / 5

Star ActiveStar ActiveStar ActiveStar ActiveStar Active
 

 

     «ПЕНЗЕНСКИЙ ВРЕМЕННИК ЛЮБИТЕЛЕЙ СТАРИНЫ»

     До Октябрьской революции в Пензенской губернии выхо­дил ряд продолжающихся изданий (т. е. выходящих по мере подготовки материала), посвященных вопросам истории края. Это, прежде всего, сборники Пензенского губернского стати­стического комитета (6 выпусков — в 1893, 1894, 1895, 1899, 1901, 1905 гг.) и Труды Пензенской ученой архивной комис­сии (3 книги — в 1903, 1904, 1905 гг.). С 1914 г. начали изда­ваться Труды Пензенского общества любителей естествозна­ния (ПОЛЕ), преобразованного затем в Пензенское общество любителей естествознания и краеведения (ПОЛЕкр), в резуль­тате чего изменилась тематика сборников - - в сторону рас­ширения диапазона затрагиваемых вопросов. Труды Общества (вышло 13 выпусков, последний — в 1928 г.) со временем трансформировались в самостоятельные, не связанные друг с другом издания, являющиеся брошюрами отдельных авторов, посвященными конкретным узким темам:

Спрыгина Н. И.
«Сто­янка первобытного человека в долине р. Суры близ г. Пензы» (вып. 5. 1923),

Спицын А. А. «Древности Пензенской губер­нии» (вып. 7, 1925),

Гвоздев Б. Н.
«Некоторые сведения о промышленности Пензенского края в XVIII веке»      (вып. 8 1925),

Дмитриев Г. В.
«Жуки пластинчатоусатые Пензенской губернии» (вып. 10, 1925),

Магницкий А. Н.
«Краткий очерк распространения рыб в Пензенской губернии» (вып. 12, 1928) и др.

     Традиция выхода подобных изданий была продолжена в Трудах Пензенского областного краеведческого музея, где с 1926 по 1970 гг. вышло 7 выпусков, также не только несвязан­ных друг с другом тематически, но отличающихся и полигра­фическим исполнением (форматом, оформлением и т. п.). Они, как и Труды ПОЛЕкра, были подготовлены отдельными авто­рами на различные темы: Спрыгина Н. И. «Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пен­зенской губернии» (вып. 3, 1929), «Юбилейный сборник. К 50-летию Пензенского областного краеведческого музея» (вып. 4, 1958), Тюстин А. В. «Скульптурные памятники и мемориаль­ные доски Пензенской области» (вып. 6, 1966), Полесских М. Р. «Археологические памятники Пензенской области. Пу­теводитель» (вып. 7, 1970) и др.

     Еще одна попытка сделать более или менее регулярными краеведческие сборники была предпринята Государственным архивом Пензенской области. Однако удалось осуществить вы­пуск всего лишь двух сборников под названием «Краеведче­ские записки» (в 1963 и 1970 гг.).

     Начиная с 1970-х гг. вопросам истории Пензенского края были посвящены либо отдельные публикации в местной перио­дической печати, либо книги весьма ограниченного круга ав­торов, выходящие в Приволжском книжном издательстве. Ме­стные периодические издания, однако, не могли удовлетво­рить многих краеведов в силу невозможности опубликования материала со ссылками на первоисточники, комментариями и т. д., без чего статьи теряют свое научное значение. Но отсут­ствие должной заинтересованности в создании периодического издания, всецело посвященного вопросам краеведения, у ру­ководства области, а также соответствующего закона, позво­лявшего учредить подобное издание отдельным организациям, учреждениям и частным лицам, до самого последнего времени не позволяло состояться этой идее.

     В конце-концов на официальном уровне удалось добиться выпуска продолжающихся краеведческих сборников «Поиски и находки. (Из записных книжек краеведов)», выходящего в Пензенском отделении Приволжского книжного издательства (на сегодняшний день вышло всего две книги — в 1984 и 1990 гг.), и «Из истории области. Очерки краеведов», изда­ваемого Пензенским государственным объединенным краевед­ческим музеем (вышло три книги -- в 1989, 1990 и 1992 гг.), готовится к изданию четвертая (прим.админ.: год публикации данной статьи — 1993 г.).

     К сожалению, периодичность их выхода не позволяла опе­ративно реагировать даже на крупные юбилейные даты, не говоря уж о более мелких. Приуроченные же к ним статьи в местных газетах несли, как правило, мало новой информации и были, по сути дела, перепевами уже ранее опубликованного материала.

obl-vremennik-w2     Поэтому требовалось издание по крайней мере ежеквар­тальное, каким и стал учрежденный по инициативе весьма уз­кого круга лиц-краеведов, «Пензенский временник любителей старины», выпуск которого оказался возможным лишь с при­нятием в 1991 г. Закона СССР «О печати...». Редакторский и авторский коллектив его определился уже давно. Оставалось найти организацию, готовую взять на себя все финансовые расходы, без чего, учитывая высокую стоимость бумаги и по­лиграфических работ, силами одних частных лиц вряд ли уда­лось что-либо сделать. Спонсором «Временника» стало Пен­зенское музыкальное училище — одно из старейших музы­кальных учебных заведений России, известное своими тради­циями просветительства еще с дореволюционных времен. Эти традиции, заложенные основателями училища — выпускни­ками столичных консерваторий, приехавших в Пензу с высо­кой миссией становления провинциальной культуры, были продолжены нынешним руководством училища, увидевшим свое участие в создании «Временника» как конкретное вопло­щение на местном уровне общей идеи возрождения России.

     На первом этапе своего существования это издание, заду­манное по своему содержанию как научный и научно-попу­лярный сборник, не получив еще официального признания, смогло состояться только в газетном варианте объемом 2 пе­чатных листа. Печатаясь в районных типографиях с очень ограниченными возможностями, на устаревшем оборудовании, «Временник», к сожалению, не мог отвечать современным по­лиграфическим требованиям, предъявляемым к серьезным из­даниям. Но такая задача и не ставилась редакционным кол­лективом, который надеялся, что в любом виде издание будет замечено, должным образом оценено и поддержано, что и состоялось. После выхода трех номеров произошла смена уч­редителя. Им, наряду с коллективом редакции, стал департамент культуры областной администрации. Это позволило при­дать «Временнику», начиная с 4-го выпуска, более респекта­бельный вид: сейчас он выходит в журнальном варианте, уве­личив вдвое свой объем, что более соответствует его статусу.

«Пензенский временник любителей старины» ставит своей задачей извлечь из забвения имена и события, заслуживаю­щие внимания, дополнить биографии знаменитых земляков новыми фактами, познакомить с историческими и архитектур­ными памятниками края, обратиться к вековому опыту пред­ков, к нашему духовному наследию — как источнику, разру­шающему стену между прошлым и настоящим.

     Высокую оценку «Пензенский временник любителей стари­ны», первый номер которого вышел в январе 1991 г., получил на Всесоюзной конференции, посвященной В. О. Ключевско­му, проходившей в мае 1991 г. в Пензе. Весьма лестный отзыв о новом краеведческом издании прозвучал из уст председате­ля Археографической комиссии Академии Наук С. О. Шмид­та, свидетелями чего стали не только участники конференции, но и миллионы телезрителей, посмотревшие по местному и российскому телевидению фильм «Простираю я теплые объя­тия...», посвященный 150-летию со дня рождения В. О. Клю­чевского, а затем и в № 1 журнала «Отечественные архивы» за 1992 год.

     Читателю данной статьи, не знакомому с содержанием вы­шедших номеров «Временника», должно быть небезынтересно узнать основные рубрики, лучше всего характеризующие нап­равленность издания. Это, прежде всего, рубрика «Юбилеи», в которой вышли статьи, посвященные 150-летию со дня рож­дения В. О. Ключевского, 100-летию А. Г. Малышкина, 200-летию П. А. Вяземского. Затем рубрики: «Хроника культурной жизни», где рассказывается о выставках передвижников в Пензе, о приезде в Пензу футуристов, об истории сооружения памятника М. Ю. Лермонтову и открытия Пензенской картин­ной галереи; «Люди искусства», знакомящая читателей с жиз­нью и творчеством художника-авангардиста В. Е. Татлина, писателя-театроведа Ю. В. Соболева, с нижегородским губерн­ским архитектором Я. А. Ананьиным, по проекту которого в Пензе построены два корпуса губернских присутственных мест - памятники архитектуры кон. XVIII века» и «Лица и эпо­ха», где говорится об Арсеньевых и В. Д. Римской-Корсаковой, великолепный портрет которой находится в Пензенской картинной галерее. Историю дворянских родов продолжает рубрика «Родословные разведки», в которой помещен обстоятельный рассказ о дворянах Кнорре. С историко-архитектур­ными памятниками Пензенского края знакомят рубрики «Пен­зенские обители» (о Мокшанском Казанском женском мона­стыре), «Памятники архитектуры» (о Пензенском кафедраль­ном Успенском соборе), «Биография пензенского дома» (о здании гостиницы «Сура», усадьбе Тенишевых и доме № 9 по ул. Московской в Пензе), «С любовью к старине» (об охране памятников истории и культуры в Пензенском крае до рево­люции). На приобщение к духовным ценностям направлены и статьи рубрики «Пензенские святыни», где из номера в номер продолжается публикация рукописи протоиерея И. П. Бур-уцкого о чудотворных и особопочитаемых иконах Пензен­ской губернии, а также рубрики «Нравственные искания про­шлого», знакомящей с пензенским епископом Иннокентием — радетелем за высокую нравственность и чистоту православ­ной веры. Не остались без внимания составителей сборников и факты существования в прошлом на территории Пензенского края таких из ряда вон выходящих явлений, как «снежный человек», полтергейст и НЛО, которые доносит до современ­ного читателя рубрика «Это любопытно».

     Следует отметить, что почти все статьи написаны на осно­ве архивных и других первоисточников, обеспечивающих вы­сокую достоверность, научность публикаций и новизну в по­даче материала, что позволяет вводить данный материал в на­учный оборот, тем самым продвигая вперед краеведение как историческую дисциплину. При условии соблюдения этих главных для нашего издания требований его страницы становятся открытыми для всех — и маститых краеведов, и только еще встающих на этот путь.

ДВОРЖАНСКИЙ А. И.